Третий и четвертый рака’ат
После прочитанных двух рака’атов и суджудов, если есть 3-ий и 4-ый рака’ат,
нужно прочитать только ташахуд (т.е. не добавляя молитву за Пророка (С.А.В.С.)
и прочее).
148. Закончив его, перед тем, как подняться на 3-ий рака’ат произносятся слова
"Аллаху акбар”. По Сунне их нужно произносить пока еще сидишь. Это ваджиб.
149. Иногда можно поднимать руки до плеч.
150. После этого нужно подняться на 3-ий рака’ат. Он является рукном как и
следующие за ним рака’аты.
151. То же самое нужно сделать, поднимаясь на 4-ый рака’ат, т. е. Пункты
148-150.
152. Перед 4-м рака’атом нужно сесть так же, как во время ташахуда (т.е. на левую ногу, выпрямившись и т.д.) до тех пор пока
все суставы не займут свои места (т.е. 2-3 сек.). Нельзя закончив суджуд, сразу
вставать на рака’ат.
153. Затем молящийся поднимается, опираясь на кулаки, как уже было сказано.
154. В 3-ем и 4-м рака’ате обязательно читается Фатиха. Это ваджиб.
155. Иногда можно добавлять к ней несколько других аятов.
156. В наступившее для Ислама тяжелые времена, во время бед и несчастий,
постигавших его, Пророк (С.А.В.С.) всегда читал ду’а Аллаху с просьбой о помощи.
Это ду’а называется Кунут.
157. Пророк (С.А.В.С.) читал ее, выпрямившись после руку’а, после слов "Раббана уа лякаль”.
158. Эта ду’а не была однообразной, а изменялась в зависимости от ситуаций.
159. Пророк (С.А.В.С.) читал ее, подняв руки.
160. Если он был имамом, то читал ду’а - Кунут вслух.
161. Стоящие за ним говорили: "Амин”.
162. Закончив её, говорил: "Аллаху акбар”
и совершал суджуд.
О чтении ду’а - Кунут в
намазе витр
163. Ду’а Кунут иногда читается в намазе
Витр.
164. В отличие от предыдущей ду’а - Кунут,
читаемую во время постигавших несчастий, эта ду’а -
Кунут в намазе Витр читается до руку’а.
165. Известно, что Пророк (С.А.В.С.) читал
так: "Аллахумма хдини фиман хадайт, уа’афини фиман ’афайт, уа тауалляни фиман
тауалляйт. Уа барик ли фима а’тайт уа кыни шарра ма кадайт, фа иннака такдый,
уа ля юкда ’аляйк, уа иннаху ля йазыллю ман уаляйт, уа ля я’иззу ман ’адайт,
табаракта раббана уа та’аляйт, уа ля манджа минка илля иляйк”.
Перевод: О Аллах, выведи меня на правильный путь среди тех, кому Ты указал
его, и избавь меня от всего дурного в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня
среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити
меня оттого, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают,
и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот,
с кем Ты стал враждовать! Господь наш, Ты - Благословенный и Всевышний! От тебя
нет спасения, кроме как у Тебя!
166. Эта ду’а та, что читал Пророк
(С.А.В.С.) и не нужно к ней добавлять что-либо.
167. Затем нужно поклониться руку’ и суджуд.
Последний ташахуд
168. После всех рака’атов молящийся садится
на последний ташахуд. Сидение и сам ташахуд являются ваджибами.
169. Он делается так же, как предыдущий.
170. Исключение: можно сидеть так: левое
бедро полностью лежит на полу, а левая стопа - под правой голенью, седалище -
на полу.
171. Правая ступня
перпендикулярна полу.
172. Разрешено также ложить её на пол.
173. Левая ладонь обхватывает левое колено и
опирается на него.
174. Заканчивая намаз, прочитав последний
ташахуд, молящийся читает молитву за Пророка (С.А.В.С.). Она описана выше
(см.п. 145).
175. После нее по Сунне нужно читать ду’а из
тех, которые читал Пророк (С.А.В.С.). Наиболее распространенной считается
следующая: "Аллахумма инни а’узу бикя мин ’азаби джаханам, уа мин
’азабиль-кабр, уа мин фитнатиль-махйя уаль-мамат, уа мин шарри фитнатиль
масихи-ддаджаль”.
Перевод: О Аллах, я прибегаю к Тебе от мучений Ада, и от мучений могилы, и
от испытаний жизни и смерти, и от зла испытаний странствующего Даджала.
176. Затем молящийся читает понравившуюся
ему ду’а из имеющихся в
Коране и Сунне, или ду’а, которую он желает.
177. Последним действием является таслим.
Вначале голова поворачивается направо. Это рукн. Нужно увидеть правую щеку.
178. Также в левую сторону таслим делается,
пока не увидишь левую щеку. Это относится ко всем намазам, в том числе к
джаназа-намазу.
179. Имам произносит слова таслима во всех
намазах громко, только в намазе джаназа имам говорит слова таслима очень тихо.
180. Известно несколько способов таслима:
1) "Ас-саляму ’аляйкум уа рахматуллахи уа
баракятух” - направо и "Ас-саляму ’аляйкум уа рахматуллахи” - налево.
2) Так же, за исключением " уа баракятух”.
3) "Ас-саляму ’аляйкум уа рахматуллах”-
направо и "Ас-саляму ’аляйкум ” - налево.
4) Лишь один салям, немного повернув
голову направо: "Ас-саляму ’аляйкум уа рахматуллах”.
Заключение
Попросим же Аллаха (С.В.Т), чтобы он принял от нас наши намазы и все остальные
дела, вознаградил нас за них до самого Судного Дня. Аллах Всевышний сказал в
Коране: "В этот День ни богатства, ни дети не принесут никому пользы, кроме
тех, чьи сердца чисты” (т. е. Мусульман) (Сура "Поэты”,№26, аят 89).
Хвала Аллаху, Господу миров.
[1] Рукн – досл.
"столб”. Обязательное действие, которое ни в коем случае нельзя оставлять.
[2]
Такбиратуль-ихрам – это произнесение слов "Аллаху акбар”,
выполняемое в начале намаза.
[3] Кыями-лляйль –
досл. "Ночное выстаивание” – так называется намаз, относящийся к категории
желательных действий, но не обязательных. Он читается ночью (например, в
последнюю её треть).
[4] См. п.
110-112.
[5] Существует
много свидетельств того, что Пророк (С.А.В.С) никогда не ложил обувь перед
собой. Однако сегодня этот пункт нарушается, и очень часто можно увидеть людей,
складывающих свою обувь во время молитвы перед собой.
[6] Сутра – досл.
"прикрытие, граница”. Так называется любая возвышенная над землей вещь (напр.
стена, камень и т.д.) Используется в намазе для того, чтобы оградить
мусульманина.
[7] Упомянув о
необходимости быть близко к сутре, нужно сказать, что многие люди не знают этого. Во многих мечетях можно видеть, как
человек встает на намаз посредине мечети, когда можно было бы молиться близко к
стене и т.д. Перед этим человеком проходят люди, намаз портится. Такая молитва
– нарушение Сунны Пророка (С.А.В.С.) .
[8] Не сказано,
что именно означает сорок – часов, дней, лет… Это указывает на строгое
запрещение хождения перед молящимися.
[9] Оградится – т. е. установит сутру.
[10] Шарт – условие
намаза, т.е. это обязательное действие, выполняемое до намаза. Если оно
не выполнено, то намаз неправилен. Рукн – это действие, входящее в намаз.
[11] Несмотря на
это, в Сунне нет доказательств того, что нужно обязательно задеть большими
пальцами мочек ушей.
[12] Складывать
руки где-нибудь, кроме как на груди – неверно. Этому нет доказательств в Сунне.
[13] Эти слова
называются исти’аза
[14] Буква "с” по звучанию схожа с th в англ. Thank
[15] Эти слова
называются "басмаля”: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного”.
[16] Доказательство
– хадис от Абдуллы бин Умара: Пророк
(С.А.В.С.) поднимал руки до плеч, когда начинал намаз, когда отправлялся на
руку’, и когда поднимался с него. Он говорил
"Сами ’аллаху лимян хамидах, раббана уа лякаль-хамд”. О том, что Пророк
(С.А.В.С.) поднимал руки до и после руку’а передают двенадцать сподвижников.
Существует только один хадис, говорящий, что Пророк (С.А.В.С.) не поднимал
руки, однако подавляющее большинство ученых считают этот хадис ненадежным.
[17] "Свят мой
Великий Господь!”
[18] "Аллах
прислушался к тому, кто Его восхвалил”
[19] "Господи наш!
Тебе хвала!”
[20] "Свят мой
Всевышний Господь!”
[21] "О Аллах! Прости меня, и
облагодетельствуй меня, и исправь меня, и подними меня, и
накорми меня!”
[22] Саджа-саху –
это выполнение двух дополнительных суджудов за невнимательность в намазе.
Совершаются они после таслима, т.е. после слов "Ас-саляму ’аляйкум…”. После них
прочитывается ташахуд и еще раз делается таслим в обе стороны.
[23] Именно таким
был ташахуд после смерти Пророка (С.А.В.С). Так его читали
Ибн Мас’уд,’а’иша, Ибн аз-зубайр, Ибн’аббас и др. да будет доволен ими Аллах
(С.В.Т)