257 Это означает, что знанием о природе духа обладает только Аллах, лишь немногое поведавший об этом людям.
258 "Ночное путешествие”, 85.
259 Один из видных сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует , который назвал его "лучшим знатоком дозволенного и запретного”. Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, принимал участие во многих военных походах и одно время являлся наместником и судьёй /кади/ Йемена. Умер в 639 году в возрасте 33 лет.
260 То есть будут надеяться, что этого окажется достаточно для того, чтобы попасть в рай, и перестанут выполнять свои религиозные обязанности.
261 В Коране сказано: «Вы непременно будете разъяснять (Писание) людям и не станете скрывать его» ("Семейство ‘Имрана”, 187).
262 То есть Аллах не велит проявлять стыдливость там, где дело касается истины.
263 Речь идёт о моментах интимных ласк.
264 Сподвижник пророка,да благословит его Аллах и приветствует , из числа первых мусульман.
265 Здесь речь идёт об объявлении паломником о своём намерении совершить хаджж, умру или то и другое вместе. Слово "ихрам” служит также для обозначения особой одежды, в которую облачается человек, совершающий большое /хаджж/ или малое /умра/ паломничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой нескроенной материи. Один кусок паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другой /изар/, представляющий собой кусок ткани, которая опускается ниже колен, обматывает вокруг бёдер. Женщина совершает паломничество в такой одежде, которую она обычно надевает при совершении молитвы. Далее фраза "надевать ихрам” может указывать не только на облачение в одежду паломника, но и на вхождение в определённое состояние, связанное с известными запретами, о чём подробно говорится в "Книге хаджжа”. Место, где паломник входит в состояние ихрама, именуется микатом.
266 Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.
267 Населённый пункт, расположенный примерно на полпути между Меккой и Мединой.
268 Название горы, находяшейся к востоку от Мекки.
269 Гора неподалёку от Мекки.
270 Бурнус ? плащ с капюшоном.
271 "Хуффейн” ? двойственное число от "хуфф”. Название подобия обуви в виде доходящих до щиколоток кожаных носков.
272 Речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, совершаемом мусульманами перед молитвой или в случае осквернения. Различаются малое /хадас/ и большое /джанаба/ осквернение. Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений, соприкосновений с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения /вуду/. Состояние большого осквернения наступает в результате совершения полового сношения и требует полного омовения /гусль/, о чём речь идёт в следующей книге "Сахиха”.
273 Название одного из районов Йемена.
274 То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
275 Имеется в виду, что эти места будут сиять.
276 Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
277 То есть пока он не убедится в том, что действительно осквернился.
278 Имеется в виду человек, которому показалось, что он испустил ветры.
279 Сон не делал недействительным омовение пророка,да благословит его Аллах и приветствует , но, даже если бы во сне с ним произошло что-нибудь, он узнал бы об этом, так как спали только его глаза, но не сердце.
280 Муздалифа – долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, останавливаются в ночь с 9 на 10 зу-ль-хиджжа.
281 Речь идёт о совершении омовения каждой части тела по одному разу с использованием небольшого количества воды.
282 Имелось в виду, что молитву предстоит совершить в Муздалифе.
283 Возможно также, что под "хубус” и "хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.
284 Киблой называется направление на Мекку, а точнее ? на Каабу из любого данного места. С этими словами пророк,да благословит его Аллах и приветствует , обратился к жителям Медины, расположенной севернее Мекки.
285 Следовательно, это допускается, если человек находится не на открытом пространстве, а в помещении или за какой-нибудь преградой, например за стеной или за чем-нибудь ещё.
286 Об этом говорится в трёх айатах Корана. См.: "Свет”, 31, а также "Сонмы”, 53 и 59.
287 Имеется в виду нечто вроде небольшого копья, которое было подарено пророку,да благословит его Аллах и приветствует , императором Эфиопии.
288 "Раус” ? навоз мулов, лошадей или ослов.
289 Здесь и далее имеются в виду только те части тела, которые следует омывать во время частичного омовения /вуду/.
290 Речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, поскольку для искупления тяжких грехов необходимо принести особое покаяние. Имам ан-Навави сказал: «Улемы говорили: "Следует приносить покаяние за каждый совершённый грех. Если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, покаяние должно удовлетворять трём условиям. Во-первых, человеку следует отказаться от совершения такого греха, во-вторых, ? раскаяться* в том, что он совершил это, и, в-третьих, ? принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь. Если же хоть одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, покаяние не может считаться правильным (в полной мере). В том случае, когда совершённый кем-либо грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно ? трём вышеупомянутым (и ещё одному, суть которого состоит в том), чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от его прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, их следует вернуть** владельцу; если дело касается клеветы или любого иного греха, за совершение которого, в соответствии с Кораном или сунной, человек подлежит обязательному наказанию /хадд/, виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего, а если это связано с возведением хулы***, то виновному следует испросить разрешения у потерпевшего****. Покаяние следует приносить за все грехи без исключения, если же человек покается только за часть их, покаяние его, по мнению придерживающихся сунны, может считаться правильным, но он должен будет принести покаяние и за всё остальное, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и сунна, и единодушное мнение улемов”».
* То есть выразить своё сожаление по этому поводу.
** Если невозможно вернуть присвоенное как таковое, необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
*** Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно.
**** То есть лично сообщить ему о том, что он говорит у него за спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом.
291 Таким образом, из содержания трёх предыдущих глав ясно, что при совершении омовения можно омывать части тела либо один, либо два, либо три раза, но последнее является более предпочтительным.
292 ‘Урва ? один из передатчиков этого хадиса.
293 "Корова”, 159.
294 Это следует делать, набирая в нос воду, а затем с силой выпуская её наружу.
295 Имеется в виду очищение после удовлетворения большой нужды.
296 Имеется в виду посещение Мекки во время хаджжа.
297 То есть в первый день месяца зу-ль-хиджжа.
298 Тальбийа ? особая формула, которую начинает произносить в микате паломник при вхождении в состояние ихрама. Человек, намеревающийся совершить умру или хаджж, произносит общие для обоих случаев слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/» Однако совершающий умру должен сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» ? а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»
299 Имеется в виду, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , надевал сандалию сразу же после того, как он омывал ногу.
300 Абу Тальха Зайд бин Сахль Ибн Асвад аль-Ансари ? один из ближайших сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
301 Тогда у мечети ещё не было дверей, которые поставили через непродолжительное время.
302 Имеется в виду, что если человек совершит обязательную молитву в мечети и останется там до начала следующей молитвы, то всё это время молитва его как бы будет продолжаться в том смысле, что он получит за этот период такую же награду, как и за молитву, и всё это время ангелы будут продолжать возносить мольбы за него подобно тому, как они делают это и во время молитвы.
303 Имеется в виду, что в это время этот человек спал со своей женой.
304 Впоследствии указания, о которых речь идёт в хадисах под №№ 135 и 136, были отменены. Это значит, что после совершения полового сношения в любых случаях требуется совершить полное омовение /гусль/. См. хадис № 197.
305 Иначе говоря, выполнил всё то, что положено делать при омовении перед молитвой.
306 Пророк,да благословит его Аллах и приветствует , сделал это по той причине, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, встал не справа, а слева от него.
307 Имеется в виду, что чтение айатов Корана заняло при этом мало времени.
308 Верующие желали приобщиться к той благодати /барака/, которую приобрела эта вода благодаря прикосновению к ней пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
309 Для совершения молитвы.
310 Имеется в виду период, предшествовавший ниспосланию айата о необходимости ношения женщинами покрывала.
311 Здесь речь идёт о родственниках по боковой линии.
312 См.: "Женщины”, 176.
313 Один из передатчиков этого хадиса.
314 Имеются в виду такие бурдюки, в которые не могло попасть ничего такого, что осквернило бы собой воду.
315 Мудд ? мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В данном случае речь идёт о каноническом мудде периода возникновения Ислама, объём которого составлял от 1,053 до 1,055 литра. Другой мерой объёма, о которой часто упоминается в "Сахихе”, является са‘. Канонический са‘ равен четырём муддам или же 4,212 литра.
316 Аль-Мугира решил, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , желает снять их для совершения омовения.
317 Савик ? походное блюдо быстрого приготовления. Его основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли.
318 Оазис к северу от Медины, население которого составляли иудеи и исповедовавшие иудаизм арабы, враждебно настроенные по отношению к пророку,да благословит его Аллах и приветствует . В 628 году полуторатысячный отряд мусульман под его предводительством после полуторамесячной осады захватил этот оазис, населению которого было позволено продолжать обрабатывать земли оазиса на особых условиях.
319 Имеются в виду ограды садов или кладбищ.
320 Подразумевается, что сами покойные не считали тяжкими эти грехи.
321 Здесь имеется в виду передача слов одних людей другим для того, чтобы поссорить их друг с другом.
322 Иными словами, для того, чтобы способствовать обращению людей в истинную веру, а не для того, чтобы отталкивать их от Ислама.
323 Имеется в виду "истихада” ? постоянное или почти постоянное (с короткими перерывами на один-два дня) истечение крови у женщин.
324 Имеется в виду удаление засохших следов путём трения.
325 То есть следы семени.
326 Имеется в виду, что со стороны было видно, что те места, которые застирывались, всё ещё остаются влажными.
327 В качестве средства лечения.
328 В связи с этим пророку,да благословит его Аллах и приветствует , было ниспослано соответствующее откровение (см.: "Трапеза”, 37 ? 38).
329 Харра ? лавовые поля, окружающие Медину.
330 Здесь речь идёт о топлёном масле /самн/.
331 Иными словами, такая молитва не будет отвергнута Аллахом.
332 Один из представителей мекканской знати и ярый враг пророка, да благословит его Аллах и приветствует , погибший в битве при Бадре в 624 году.
333 То есть, если бы было кому поддержать меня в Мекке, я бы сам убрал это со спины пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
334 Дочь пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
335 То есть в Мекке.
336 См. примечание к хадису № 18.
337 Пророк,да благословит его Аллах и приветствует , сделал это, чтобы показать своим сподвижникам, как следует вести себя во время молитвы.
338 Имеется в виду ранение, полученное пророком,да благословит его Аллах и приветствует , в битве при Ухуде.
339 Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.
340 Для совершения дополнительной ночной молитвы /витр/.
341 То есть привёл свою душу к покорности Тебе.
342 То есть предоставил Тебе решать всё.
343 Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха.
344 Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном.
345 "Фитра”. Это слово образовано от корня ф-т-р. От этого же корня образовано и слово "фатр” ? изобретение; начинание. Слово "фитра” обозначает состояние, иными словами "фитра” есть пребывание в состоянии естественной предрасположенности.
Ибн Касир пишет: «Это означает, что человек появляется на свет, уже обладая определёнными врождёнными свойствами и будучи по природе своей готовым к восприятию религии, и если предоставить его самому себе, то он будет неуклонно следовать своему естеству, а отклоняющийся отклоняется от него только под воздействием людей или установившихся традиций» ("Ан-Нихайа”, 3/457).
Ибн Хаджар пишет: «Среди людей не было единодушия относительно того, как следует понимать слово "фитра”, но, согласно наиболее распространённому мнению, имеется в виду Ислам. Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: "Так его понимала большая часть наших предшественников, что же касается обладающих знанием, то во всех их толкованиях указывается, что в словах Всевышнего "(…с) естеством (, что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так…”* под "естеством” подразумевается Ислам (покорность воле Аллаха)”» ("Фатх аль-Бари” 3/248).
* "Румы”, 30.
346 В комментариях указывается, что в данном хадисе перечислены все необходимые действия, совершаемые человеком во время полного омовения, но перечислены они не в порядке очерёдности, так как прежде всего следует омыть половые органы, а потом делать всё остальное.
347 Имеется в виду, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , переходил на другое место.
348 В комментариях указывается, что этот сосуд вмещал три са‘ воды, но высказывались и другие мнения.
349 Абу Джа‘фар ? один из последователей.
350 Джабир, да будет доволен им Аллах, имел в виду пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
351 Последнее указывает как на скромность Джабира, так и на то, что, если на человеке есть только один предмет одежды, например изар, который представляет собой кусок ткани, прикрывающий тело от пупка до колен, совершать молитву можно.
352 Имеется в виду сосуд, в который вмещалось столько воды, сколько молока давала за один раз верблюдица.
353 Разночтение имеет место вследствие того, что в первом случае к числу жён были отнесены и наложницы.
354 Более подробно об этом см. хадисы под №№ 216 ? 220.
355 Подразумевается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал слова пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
356 Двоюродная сестра пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
357 Здесь выражение удивления.
358 См.: "Покаяние”, 28. Это означает, что верующий может находиться в состоянии ритуального осквернения /"хадас” или "джанаба”/, когда нельзя совершать молитву, но нечистым /наджис/ он быть не может.
359 Имеется в виду осквернение вследствие полового сношения.
360 Здесь имеются в виду либо руки и ноги женщины, либо части её половых органов.
361 Сариф ? место в одиннадцати километрах от Мекки.
362 Здесь речь идёт о периодах пребывания в мечети в течение определённого времени /и‘тикaф/ с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает мечеть только в силу крайней необходимости, например для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман и в тому подобных случаях.
363 Комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала непосредственно к мечети пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
364 "Нифас” ? послеродовое очищение. Имеется в виду, что и во время послеродового очищения, и во время месячных на женщину распространяются одни и те же установления, связанные с исполнением религиозных обязанностей.
365 "Хамиса” ? плотная ткань наподобие обшитого каймой бархата или же шерсти. Возможно также, что речь идёт об одежде чёрного цвета вроде рубахи с узорами.
366 См. примечание № 2 к хадису № 199.
367 Имеются в виду жёны пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
368 То есть либо в десятый день месяца зу-ль-хиджжа, либо после завершения рамадана.
369 Иначе говоря, доводить его до совершения неподобающих поступков.
370 В Коране сказано: «В качестве свидетелей берите двух из ваших мужчин, а если не найдётся двух мужчин, то ? одного мужчину и двух женщин…» ("Корова”, 282).
371 Таким образом, речь идёт о невозможности исполнения женщиной религиозных обязанностей в полном объёме.
372 Речь идёт о полосатых йеменских плащах из очень грубой ткани, которая была соткана из уже окрашенной пряжи.
373 Название лёгких йеменских благовоний. Возможно, что имеются в виду курения.
374 Можно использовать хлопок или что-нибудь подобное.
375 "Хаджж ат-таматту‘” ? совершение и малого /умра/, и большого /хаджж/ паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом снимает ихрам, надевая его снова в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, то совершение "хаджж ат-таматту‘” не допускается, о чём более подробно говорится в "Книге хаджжа”.
376 То есть ночи, предшествующей стоянию на ‘Арафате.
377 ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не могла совершить умру вовремя из-за месячных, так как в этот период женщине запрещено совершать обход Каабы /таваф/, являющийся одним из трёх основных обрядов малого паломничества.
378 См. примечание к хадису № 749.
379 Название места, в те времена находившегося за пределами Мекки.
380 Подразумевается, что родной брат ‘Аиши, ‘Абд ар-Рахман, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал её от начала и до конца.
381 Паломник, совершающий умру, должен громко сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» ? а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»
382 Один из передатчиков этого хадиса.
383 То есть для совершения этой умры.
384 Имеется в виду, что поскольку умра, которую сначала намеревалась совершить ‘Аиша, не состоялась по независящим от неё причинам, для повторного её совершения не понадобилось предпринимать никаких действий в качестве искупления.
385 Харура ? деревня близ иракского города Куфы, где собралось двенадцать тысяч человек, покинувших лагерь ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, и отколовшихся от остальных мусульман. Именно там и было положено начало хариджитскому (раскольническому) движению в Исламе. Хариджиты считали, что после очищения женщина должна возместить все пропущенные ею молитвы.
386 Имеется в виду одежда, специально предназначенная для подобных случаев.
387 См. хадис № 201 и примечания к нему.
388 Имеются в виду девушки на выданье, которых родители прячут подальше от посторонних глаз.
389 Если праздничная молитва проводится в мечети, то женщине, у которой продолжаются месячные, входить туда запрещается.
390 Речь идёт об обходе Каабы, который совершается паломниками в десятый день месяца зу-ль-хиджжа (день жертвоприношения) и является одним из основных обрядов хаджжа.
391 В этом хадисе речь идёт о прощальном паломничестве.
392 Сафиййа, да будет доволен ею Аллах, была одной из жён пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
393 Эти слова обращены к Сафиййи, да будет доволен ею Аллах.
394 Очищение чистым песком, пылью и так далее /тайаммум/ допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой. Осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.
395 Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в 626 году.
396 Абу Бакр был отцом ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими.
397 См.: "Женщины”, 43; ”Трапеза”, 6.
398 Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, ? видный сподвижник из числа ансаров.
399 Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
400 Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
401 Колодец близ Медины.
402 Слово "Салям”, являющееся составной частью традиционного мусульманского приветствия, является и одним из имён Аллаха, и поэтому пророк,да благословит его Аллах и приветствует , который находился в состоянии осквернения, совершил очищение песком, прежде чем произнести это имя.
403 Один из первых мусульман и виднейших сподвижников, относившийся к числу тех десяти человек, которым, как сообщается в одном из хадисов, пророк,да благословит его Аллах и приветствует , обещал рай. Этими людьми были Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан, ‘Али бин Абу Талиб, Тальха бин ‘Убайдуллах, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, Са‘ид Ибн Зайд и Абу ‘Убайда бин аль-Джарраха, да будет доволен всеми ими Аллах. В других хадисах упоминаются имена и других таких людей.
404 Из-за отсутствия воды.
405 ‘Аммар бин Йасир , да будет доволен им Аллах, имитировал акт полного омовения.
406 ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, имеет в виду предположения сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует , о том, что во сне ему могут ниспосылаться откровения.
407 Имеется в виду то, что они проспали молитву.
408 То есть отступником от религии предков, идолопоклонства.
409 Имеется в виду ночное путешествие /исра’/ пророка,да благословит его Аллах и приветствует , из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небеса. Об этом упоминается в 1-м айате суры "Ночное путешествие”. См. также: "Звезда”, 12 ? 17. Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение /ми‘радж/ состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до хиджры (то есть в 621 г.).
410 Замзам ? священный источник, находящийся в пределах аль-Масджид аль-Харам, главной мечети Ислама, в непосредственной близости от Каабы.
411 Ибн Шихаб ? один из передатчиков этого хадиса.
412 Имеется в виду скрип тех перьев, которыми ангелы записывают на Хранимой Скрижали (небесном прототипе всех Священных Писаний) судьбы людей в соответствии с велениями Аллаха.
413 Речь идёт о том, что за совершение пяти ежедневных молитв при жизни мусульманина ожидает награда в десятикратном размере после смерти.
414 См.: "Звезда”, 14.
415 Мужская одежда того времени могла состоять из изара, длинной рубахи, накидки, в которую можно было завернуться полностью, и т. д. Бедные люди зачастую обходились только одним из этих предметов.
416 Имеется в виду ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
417 "Духа” ? период времени, начинающийся тогда, когда солнце поднимается над горизонтом примерно на высоту копья и заканчивающийся незадолго до полудня. В это время пророк,да благословит его Аллах и приветствует , рекомендовал людям совершать дополнительную молитву, количество ракатов которой может составлять от двух до восьми.
418 Вопрос был связан с тем, что Джабир, да будет доволен им Аллах, завернулся в свою одежду таким образом, что она мешала ему молиться, или он не мог высвободить руки или же вынужден был придерживать руками её края, чтобы не обнажиться.
419 То есть оборачивай её только вокруг бёдер, прикрывая тело от пупка до колен.
420 Женщины принимали участие в общих молитвах в мечети, выстраиваясь в ряды позади мужчин.
421 То есть не поднимайте их после совершения земного поклона.
422 Джубба ? верхняя мужская одежда с широкими рукавами.
423 Имеются в виду курайшиты.
424 Речь идёт о перестройке Каабы, датируемой 603 – 605 гг., в которой принимал участие и пророк,да благословит его Аллах и приветствует .
425 То есть так, чтобы это мешало человеку поднимать её края или высвобождать из-под одежды руки.
426 "Лимас” ? речь идёт о таких сделках, перед заключением которых покупатель только ощупывал товар, не осматривая и не проверяя его должным образом.
427 "Нибаз” ? имеются в виду такие сделки, перед заключением которых продавец бросал свой товар покупателю, после чего тот обязательно должен был купить его. При этом продавец не давал покупателю возможности осмотреть, ощупать или как-нибудь иначе проверить его должным образом. Оба вышеупомянутых вида сделок широко практиковались в доИсламской Аравии, что приводило к возникновению конфликтов.
428 См. примечание к хадису № 232.
429 Имеется в виду хаджж, который состоялся в феврале - начале марта 631 года и предшествовал прощальному паломничеству пророка,да благословит его Аллах и приветствует . Этот хаджж возглавлял Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
430 Здесь имеются в виду глашатаи.
431 Кааба являлась объектом паломничества арабов и в доИсламские времена. Принадлежность к культу идолов, находившихся в этом храме, объединяла между собой целую группу племён, главным из которых являлось племя курайш. Во время хаджжа люди из этих племён совершали ритуальный обход Каабы в своей собственной одежде, а все остальные паломники при первом посещении святыни должны были либо за деньги на время брать одежду у кого-нибудь из них, либо совершать обход обнажёнными.
432 Сначала ‘Али, да будет доволен им Аллах, остался в Медине, а караван с паломниками выступил в путь, направившись в Мекку, но через день или два пророку,да благословит его Аллах и приветствует , были ниспосланы новые откровения, и он послал ‘Али вдогонку за караваном, велев ему прочитать людям новую суру Корана.
433 Имеется в виду 9-я сура Корана "Покаяние” /Тауба/, которая называется также "Непричастность” /Бара’а/ по первому её слову. Одной из её тем является веление Аллаха пророку,да благословит его Аллах и приветствует , относительно необходимости его полного разрыва с идолопоклонниками и отречения от них.
434 См. примечание к хадису № 153.
435 Имеется в виду, что отряды мусульман состояли из пяти частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.
436 До завоевания Хайбара Сафиййа, ставшая восьмой женой пророка,да благословит его Аллах и приветствует , была замужем за одним из вождей племени бану ан-надир Кинаной бин Абу-ль-Хукайком, казнённым после поражения.
437 Сабит ? человек, которому Анас передал данный хадис.
438 Махр ? имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака. Махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию.
439 Умм Суляйм ? мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими, со слов которого передаётся этот хадис.
440 Хайс ? блюдо, приготовляемое из фиников, творога или муки и топлёного масла.
441 Абу Джахм ‘Убайдуллах бин Хузайфа ? один из известных сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует , подаривший ему эту одежду.
442 Анбиджанийа ? грубая шерстяная верхняя одежда, на которой не было никаких узоров и украшений.
443 Имеется в виду хамиса.
444 То есть отвлекают меня.
445 Верхняя одежда с разрезом сзади.
446 См. примечание к хадису № 140.
447 См. прим. к хадису № 67.
448 Минбар ? возвышение в мечети, на которое по лестнице поднимается имам для чтения пятничной проповеди.
449 Например, на мостах, настилах и т.д.
450 См. хадис № 484.
451 Имеется в виду подстилка, сделанная из пальмовых листьев и листьев других растений.
452 Речь идёт о вольноотпущеннике пророка,да благословит его Аллах и приветствует , по имени Думайра.
453 Имеется в виду, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , становился напротив середины её тела, а голова ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, находилась по правую руку от него.
454 Имеется в виду, что он принял Ислам незадолго до смерти пророка,да благословит его Аллах и приветствует . Подобная реакция товарищей Джарира, да будет доволен им Аллах, объяснялась тем, что его слова разрешили возникший между ними спор. Одни считали, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , протирал руками кожаные носки только до ниспослания суры "Трапеза”, другие возражали, но поскольку Джарир принял Ислам после её ниспослания, спор был решён в пользу последних.
455 Камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим, мир ему, во время строительства Каабы. Около этого места паломник совершает молитву после обхода Каабы.
456 Ритуальный бег /са‘й/ между этими холмами, находящимися близ Каабы, является одним из обязательных обрядов и умры, и хаджжа. Таким образом, этот человек спрашивает, можно ли выходить из состояния ихрама сразу после обхода Каабы.
457 Речь идёт о событиях, имевших место после вступления мусульманских отрядов в Мекку 12 января 630 года и окончательной победы Ислама в Аравии.
458 См. хадис № 38.
459 Речь идёт о том, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует , смотрел на небо, ожидая откровения относительно изменения киблы.
460 "Корова”, 144.
461 См.: "Корова”, 142.
462 "Корова”, 142.
463 Речь идёт о дополнительных добровольных молитвах.
464 Ибрахим, передававший этот хадис со слов ‘Алькамы, который слышал его от Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не знаю, увеличил он эту молитву или уменьшил*».
* Имеется в виду, что во время совершения одной из обязательных молитв пророк,да благословит его Аллах и приветствует , совершил больше или меньше ракатов, чем положено.
465 Люди хотели узнать, не было ли во время молитвы ниспослано новое откровение относительно изменения количества ракатов.
466 То есть вместо положенного количества ракатов ты совершил их столько-то.
467 Иначе говоря, если кто-нибудь забудет, сколько ракатов он совершил, или будет испытывать неуверенность относительно других элементов молитвы.
468 Tак, например, если человек не уверен, сколько ракатов он совершил ? три или четыре, пусть исходит из того, что было совершено три раката.
469 В качестве искупления за невнимательность /сахв/.
470 "Корова”, 125.
471 См.: "Сонмы”, 59.
472 См.: "Запрещение”, 5.
473 Иначе говоря, на стене, обращённой в сторону Мекки.
474 Это не следует понимать буквально. Подобное выражение было использовано только для того, чтобы подчеркнуть значение киблы.
475 В мечети пророка,да благословит его Аллах и приветствует , были земляные полы.
476 То есть неужели вы считаете, что если во время молитвы я смотрю только в сторону киблы, то скрытым от меня остаётся всё остальное?
477 Это свойство относилось к числу особенностей пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
478 "Бану фулян” ? сыны такого-то. Типичное название арабских племён и родов, например "бану азд” (сыны Азда), "бану ‘амр бин ‘ауф” (сыны ‘Амра бин ‘Ауфа) и т. д.
479 В подготовку лошадей к скачкам входила их тренировка, особый режим питания и т.д.
480 Название места близ Медины.
481 Название горного перевала.
482 Речь идёт о ста тысячах дирхемов.
483 Дядя пророка,да благословит его Аллах и приветствует .
484 Аль-‘Аббас имеет в виду битву при Бадре, в которой на стороне врагов пророка,да благословит его Аллах и приветствует , принимал участие он сам и его племянник ‘Акиль. В результате поражения курайшитов оба они попали в плен и аль-‘Аббасу пришлось заплатить выкуп за освобождение.
485 Вади – сухое русло; долина.
486 Хазира представляет собой нечто вроде каши или густого супа: мелко нарезанное постное мясо варится в воде и посыпается в конце варки мукой.
487 То есть искренне.
488 Умм Хабиба и Умм Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, ? жёны пророка,да благословит его Аллах и приветствует , вышедшие за него замуж после смерти своих мужей, с которыми они в 615 году на время переселились в Эфиопию из-за конфликтов первых мусульман с курайшитами в Мекке. Это переселение называют также первой хиджрой.
489 Речь идёт о переселении пророка,да благословит его Аллах и приветствует , из Мекки в Медину в 622 году.
490 Эти люди являлись родственниками пророка,да благословит его Аллах и приветствует , по материнской линии.