Суббота
28.12.2024
13:51

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух

Пояснения 53-66 (продолжение)

322 Имеется в виду не остров, а область на Аравийском побережье Персидского залива.
323 Аль-Хурмузан ? наместник иранской провинции Хузистан, долго воевавший с мусульманами.
324 Иначе говоря, аль-Хурмузан называет головой царя Ирана, а одним крылом ? императора Рума (Византии).
325 Ан-Ну‘ман, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что награда человека, принимавшего участие в джихаде, будет такой, что он никогда не пожалеет об этом.
326 Имеются в виду молитвы, совершающиеся во второй половине дня, когда начинал дуть ветер и людям было легче сражаться.
327 См. хадис № 2039.
328 "Му‘ахад” ? человек, не принявший ислама, но живущий на мусульманской территории на договорных основаниях и выплачивающий подушную подать.
329 Имеется в виду клятва, которую мужчины должны принести в том, что они непричастны к убийству.
330 То есть Дня воскресения.
331 Имеется в виду "ку‘ас” ? болезнь, поражающая верхние дыхательные пути животного.
332 "Бану аль-асфар” ? так арабы называли византийцев.
333 Речь идёт о деньгах, получаемых с иноверцев в качестве подушной подати.
334 То есть со слов пророка, & .
335 Имеются в виду гарантии защиты, которые ислам предоставил немусульманам, живущим на мусульманской территории.
336 То есть откажутся выплачивать подушную подать.
337 Причиной послужило либо огорчение пророка, & , в связи с тем, что они отдали предпочтение мирским благам, либо то, что ему нечем было одарить делегацию племени бану тамим, так как обычно он преподносил приезжавшим к нему делегациям различных племён богатые подарки.
338 ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, выражает своё сожаление в связи с тем, что он не дослушал слова пророка, & , до конца.
339 Имеется в виду Xранимая Скрижаль, на которой в предвечности были записаны все судьбы мира.
340 То есть приписывает Мне обладание такими качествами, которых у Меня быть не может, так как они указывают на недостатки.
341 Здесь иносказание, под которым следует понимать знание Аллаха, которым обладает только Он, и Его предустановление относительно того, что Сам Аллах вменил Себе в обязанность.
342 См. хадис № 1615.
343 Эти слова являются частью одной из проповедей пророка, & , с которой он обратился к людям во время прощального паломничества.
344 Четыре месяца, о которых говорится в данном хадисе, считались священными и в доисламской Аравии, а военные действия в этот период приостанавливались.
345 Этот месяц особенно почитался людьми из племени мудар.
346 "Йа син”, 38.
347 Этим словам пророка, & , даются различные объяснения, в том числе и такое: это значит, что они будут вложены друг в друга или лишены своего света и так далее.
348 Имеется в виду дождь.
349 "Пески”, 24.
350 Имеется в виду, что любовь к нему начинают испытывать сердца людей.
351 Имеется в виду, что чем раньше человек придёт на пятничную молитву, тем больше будет его награда за это.
352 Иначе говоря, хутбу.
353 См. примечание к хадису № 277.
354 Речь идёт о многобожниках, которые первыми начали высмеивать пророка, & , в стихах.
355 Здесь обращение Аллаха к Джибрилу.
356 То есть ангелы нисходят на землю с откровениями, а также и в иных случаях только по велению Аллаха.
357 Здесь подразумевается как пространство, так и время.
358 "Марйам”, 64.
359 Имеется в виду способ чтения /кира‘а/ или же один из диалектов арабского языка.
360 Пророк, & , хотел, чтобы Коран могли легко читать и понимать представители всех арабских племён.
361 "Украшения”, 77. В этом айате сказано: «И они* воззовут: "О Малик!** Пусть покончит с нами Господь твой!”» Таким образом, видно, что имя Малик пророк, & , произносит как "Мали”.
    * Речь идёт о грешниках, которые окажутся в аду и будут просить смерти. 
    ** Малик ? один из стражей ада.
362 В 625 году мусульмане потерпели чувствительное поражение от мекканцев в битве при горе Ухуд. В этом сражении погибло более семидесяти мусульман, в том числе и дядя пророка, & , Хамза, да будет доволен им Аллах.
363 То есть от арабов.
364 В комментариях нет ясных указаний на то, какая ‘Акаба имеется в виду. Здесь скорее всего речь идёт не о той ‘Акабе, которая находится рядом с Меккой, а о месте с таким же названием, расположенном рядом с Таифом, куда пророк, & , отправился в 620 году с целью призыва людей к исламу и в поисках поддержки.   
365 Ибн ‘Абд Йаляйль бин ‘Абд Куляль ? один из вождей племени сакиф, обитавшего в Таифе и его окрестностях.
366 Ответ Ибн ‘Абд Йаляйля был не только отрицательным, но и издевательским.
367 Карн ас-Са‘алиб ? гора, находящаяся между Меккой и Таифом на расстоянии суток пути от Мекки. Это место, именуемое также Карн аль-Маназиль, является микатом для жителей Неджда.
368 "Ахшабейн” ? двойственное число от "ахшаб” (большая гора). Речь идёт о находящихся в Мекке горах Абу Кубайс и Ку‘айка‘ан.
369 Имеется в виду, что Джибрил находился от пророка, & , на расстоянии, равном двойной длине лука.
370 То есть Аллах ниспослал пророку, & , через Джибрила из Корана то, что Ему было угодно.
371 "Звезда”, 9 ? 10.
372 Имеется в виду, что пророк, & , видел величайшее из знамений Аллаха в ночь вознесения /ми‘радж/.
373 "Звезда”, 18.
374 "Земной поклон”, 23. Здесь имеется в виду либо встреча Мусы с Аллахом, либо встреча пророка Мухаммада, & , с Мусой, мир ему.
375 То есть между обитателями рая.
376 В тексте хадиса сказано: «Абу-ль-Йаман сказал: "Это значит дерево (алоэ)”».
377 Имеется в виду, что все эти люди войдут в рай одновременно.
378 Джубба ? верхняя мужская одежда.
379 Иначе говоря, он не сможет выехать за пределы тени этого дерева.
380 "Воскресение”, 30.
381 То есть лучше всего этого мира.
382 Имеется в виду, что в зависимости от своих дел в этом мире, в мире вечном люди получат разные награды и займут разное положение.
383 Имеются в виду те люди, которые поселятся в верхних пределах рая.
384 Имеется в виду весь огонь мира этого.
385 То есть для того, чтобы наказать неверных и ослушников, будет вполне достаточно и земного огня.
386 Название колодца, находившегося в Медине.
387 То есть пальмы, растущие около этого колодца.
388 Речь о вещах, использованных для колдовства и брошенных в колодец.
389 Имеется в виду, что пророк, & , не стал доставать эти вещи из колодца, чтобы люди не увидели их и не стали заниматься колдовством сами.
390 См. хадис № 528.
391 То есть говоря "С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”.
392 То есть разве я лишился разума, чтобы просить у Аллаха защиты? Этот человек только недавно принял ислам и поэтому считал, что с такими мольбами следует обращаться только в том случае, когда кто-либо лишается разума.
393 То есть издаёт этот звук, зевая.
394 Здесь речь может идти и о сновидениях, и о том, что видит бодрствующий человек.
395 Или же бессвязное, путаное.
396 Здесь подразумевается крайне малое выделение слюны.
397 Или на носу.
398 На земле.
399 Имеются в виду змеи с короткими или изувеченными хвостами.
400 Подразумеваются те из них, которые не уделяют должного    внимания делам религии, занимаясь только своими верблюдами.
401 Пророк, & , имел в виду, что йеменцы отличаются силой веры и с готовностью принимают ислам.
402 Возможно, пророк, & , надеялся, что, услышав слова мольбы верующего, ангел произнесёт слово "Амин” и попросит для него прощения у Аллаха.
403 Верблюжье мясо и молоко запретны для иудеев, а баранину и овечье молоко им употреблять в пищу разрешается, что и заставило пророка, & , высказать такое предположение.
404 Позднее пророку, & , было ниспослано откровение, в котором сообщалось, что эти люди были превращены в свиней и обезьян. См.: "Трапеза”, 60.
405 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, хочет сказать, что он узнал об этом не из Торы, а именно от пророка, & .
406 Доктор Мухаммад ас-Самахи, являющийся заведующим кафедры хадисов в Университете аль-Азхар, написал статью,  в которой рассматриваются медицинские аспекты данного хадиса. В этой статье отмечается, что относительно недавно микробиологами было доказано, что в брюшной полости мухи имеются продольные дрожжевые клетки, паразитирующие внутри её тела. Для того чтобы эти клетки могли поддерживать своё существование, они должны выступать из тела мухи наружу через её дыхательные органы. Когда муху погружают в жидкость, эти клетки разрываются, а их содержимое нейтрализует собой действие болезнетворных микробов, находящихся на теле насекомого.
407 Подразумевается, что этот процесс продолжался до возникновения ислама.
408 ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, был иудеем.
409 Имеется в виду День воскресения.
410 То есть если он испытывает оргазм первым.
411 Здесь имеется в виду, что Аллах велел иудеям употреблять в пищу мясо только в свежем виде, но они не выполнили этого веления и стали запасаться им.
412 В данном случае речь идёт о том, что Хавва (Ева) соблазнила Адама на то, чтобы он сорвал плоды запретного древа, тем самым предав его.
413 Буквально ? "двурогий”, однако, поскольку слово "карн” означает не только "рог”, но имеет и иные значения, это словосочетание можно перевести и по-другому. "Зу-ль-карнайн” часто ошибочно отождествлялся с Александром Македонским; высказывались и другие предположения относительно личности этого человека.
414 Одна из жён пророка, & .
415 В первую очередь посланник Аллаха, & , имел в виду прелюбодеяния.
416 См.: "Хаджж”, 2.
417 Речь идёт о месте сбора /махшар/ всех людей в День воскресения.
418 "Пророки”, 104.
419 Иначе говоря, в сторону ада.
420 Здесь скорее всего имеются в виду те люди, которые после смерти пророка, & , стали вероотступниками, из-за чего с ними сражался Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. Эти вероотступники так и умерли в своём неверии.
421 То есть праведный раб Аллаха ‘Иса, мир ему.
422 "Трапеза”, 117 ? 118.
423 Ибрахим, & , имеет в виду, что наихудшим позором для него станет удаление его отца от милости Аллаха, иначе говоря, проклятие и осуждение на вечные муки.
424 Таким образом, отец Ибрахима, & , будет превращён в гиену и ввергнут в ад за своё неверие. Заступничества его сына-пророка окажется недостаточно, чтобы Аллах простил его, и Ибрахим, мир ему, отречётся от него.
425 Имеются в виду, соответственно, Йа‘куб (Иаков), Исхак (Исаак) и Ибрахим (Авраам), мир им. См. хадис № 286.
426 То есть в доисламскую эпоху.
427 Другими словами, если эти люди поймут эти установления и будут следовать им на практике.
428 Иначе говоря, во сне.
429 Пророк, & , имел в виду самого себя.
430 "Би-ль-каддум”: в комментариях указывается, что слово "каддум” можно понимать и как название места. В этом случае перевод должен быть таким:  «Ибрахим, мир ему, совершил обрезание в возрасте  восьмидесяти  лет в аль-Каддуме».
431 Здесь имеется в виду, что Ибрахим, мир ему, говорил то, что представлялось людям ложью, на самом же деле его слова просто имели иной смысл, которого они не понимали.
432 См.: "Выстроившиеся в ряды”, 89.
433 См.: "Пророки”, 63. В первом случае Ибрахим, & , отказывается от приглашения идолопоклонников принять участие в их празднике, ссылаясь на болезнь, хотя болен он не был. Оставшись один, он разбил их идолов, когда же они вернулись и стали спрашивать, кто это  сделал, Ибрахим, мир ему, издеваясь над ними, указал на главного идола, которого он оставил невредимым.
434 См. хадис № 992.
435 Имеется в виду, что царь либо лишился сознания, либо с ним случилось что-то вроде эпилептического припадка.
436 То есть попроси Аллаха, чтобы этот припадок прошёл.
437 Хаджар (библейская Агарь) ? мать Исма‘ила, мир ему.
438 Имеется в виду, что Ибрахим, & , сделал знак рукой, не прерывая молитвы.
439 Имеется в виду Хаджар.
440 Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду либо отношение арабов к Замзаму, чудесное возникновение которого связано с Хаджар и прародителем арабов Исма‘илом, мир ему, либо то, что бедуины перегоняли свой скот по пустыням в поисках тех мест, где выпадали дожди.
441 Конкретно речь идёт о ящерицах вида гекко  ("самм абрас” или же "вазаг”).
442 Имеется в виду, что, когда Ибрахим, мир ему, был брошен в огонь, все животные старались погасить его, кроме этой ящерицы, которая его раздувала.
443 Сара сама подарила Хаджар Ибрахиму, & , но когда Хаджар забеременела, Сара стала ревновать и поклялась, что отрежет три части её тела. Тогда Хаджар убежала от неё, надев пояс, концы которого волочились по земле, заметая её следы.
444 То есть на том месте, где впоследствии была построена Мекка.
445 "Ибрахим”, 37.
446 В тексте хадиса ас-Сафа названа горой, но на самом деле ас-Сафа и аль-Марва являются двумя холмами, расположенными в непосредственной близости от Каабы.
447 Иначе говоря, она металась между холмами, трижды поднявшись на вершину одного из них и четырежды - на вершину другого.
448 Имеется в виду ритуальный бег /са‘й/ паломников между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время совершения хаджжа или умры.
449 Подразумевается, что это было в период дождей.
450 Название места в верхней части Мекки.
451 Имеется в виду, что она кружила над одним местом, всё время возвращаясь к воде и не улетая оттуда.
452 Иначе говоря, согласились с этим.
453 То есть Исма‘ил, мир ему.
454 Имеется в виду, что он отправился на охоту.
455 То есть Каабы.
456 См. примечание к хадису № 250.
457 "Корова”, 127.
458 Имеется в виду Кааба и прилегающая к ней территория.
459 То есть мечеть в Иерусалиме.
460 Имеется в виду своевременное совершение молитвы.
461 Здесь под словами "благослови /cалли/” и "пошли благословения /барик/” подразумеваются разные вещи. "Благослови” означает: отзовись о нём с похвалой среди ангелов, что же касается слов "пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл: продолжай возвышать его и  оказывать ему честь.
462 То есть для своих внуков.
463 Имеется в виду Ибрахим, мир ему.
464 Речь идёт о совершенстве с точки зрения милости и пользы.
465 Пророк, & , хотел  сказать, что он имел бы больше прав на сомнение, чем Ибрахим, мир ему, видевший воочию, как Аллах оживляет мёртвых, в том случае, если бы пророки, мир им, испытывали какие-нибудь сомнения, чего на самом деле не было.
466 "Корова”, 260.
467 Это выражение есть в Коране, где сказано: «Лут сказал: "Если бы имел я (против) вас силу или (мог опереться) на прочную основу!”» ("Худ”, 80).
468 Пророк, & , имеет в виду, что он ответил бы на предложение выйти на волю и не стал бы настаивать на признании своей невиновности. Таким образом, пророк, & , воздал хвалу терпению Йусуфа, мир ему.
469 То есть я поддерживаю стрелков одной из двух соревновавшихся в стрельбе групп.
470 Некогда этим колодцем пользовались люди народа самуд, которые были истреблены Аллахом за неповиновение направленному к ним пророку Салиху, мир ему.
471 См. хадис № 101.
472 "Аль-Хадир” ? зелёный.
473 Имеется в виду бесплодная земля.
474 Сарид ? мясная похлёбка, в которую крошатся кусочки хлеба. При жизни пророка, & , это блюдо мог позволить себе не каждый.
475 Йунус, мир ему, обратился с увещаниями к своим соплеменникам, но они не прислушались к его словам, и тогда он разгневался пообещал, что их постигнет кара Аллаха, и покинул их. Йунус, мир ему, был достоин порицания за то, что сел на корабль, не испросив позволения у своего Господа.
476 В открытом море начался шторм, и люди, боявшиеся, что корабль пойдёт ко дну, решили с помощью жребия определить, кого следует выбросить за борт.
477 Йунус, мир ему, был достоин порицания за то, что сел на корабль, не испросив позволения у своего Господа.
478 То есть не следует отдавать мне предпочтение перед Йунусом только для того, чтобы принизить его.
479 Имеется в виду Суляйман, мир ему.
480 То есть разрежу его надвое и так поделю его между ними по справедливости.
481 Суляйман, мир ему, понял, что матерью ребёнка является именно младшая женщина, которая была готова даже расстаться со своим сыном, лишь бы ему не причинили вреда.
482 Речь идёт о поясных и земных поклонах.
483 Здесь обращение к пророку Мухаммаду, & .
484 Имеются в виду люди, спорившие между собой о том, кто из них должен взять на воспитание Марйам, мир ей.
485 Они договорились бросить свои перья в ручей, который  унесёт их течением, а взять её на воспитание должен был тот человек, перо которого останется на месте, и осталось перо Закарийи.
486 Иначе говоря, лучшими из арабок.
487 Это не значит, что такому человеку не придётся держать ответ за свои дела. Он может подвергнуться наказанию, но в конце концов войдёт в рай.
488 Здесь имеются в виду младенцы из числа израильтян.
489 Подразумевается, что она стала соблазнять его.
490 Пророк, & , делал это для наглядности.
491 В комментариях Ибн Хаджара указывается, что речь, возможно, идёт о выходцах из Судана.
492 Иначе говоря, он является пучеглазым.
493 Ибн Катан ? человек из племени хуза‘а, погибший ещё в доисламские времена.
494 Это значит: близок и духовно, и по времени выполнения своей миссии.
495 То есть между ‘Исой, мир ему, и Мухаммадом, & .
496 Глубокая вера в Аллаха ‘Исы, мир ему, не позволяла ему предполагать, что кто-то может солгать, поклявшись Аллахом, и поэтому он согласился признать, что это ему только показалось.
497 То есть не называйте меня сыном Божьим.
498 В комментариях указывается, что эти слова следует понимать либо в их прямом смысле, либо как указание на то, что ‘Иса, мир ему, будет судить людей в соответствии с установлениями Корану.
499 Имеется в виду, что этот человек очень боялся наказания Аллаха, развеять же собственный прах над морем он завещал в надежде на то, что Аллах не сможет собрать воедино его тело и наказать его. Он заслужил прощение за то, что боялся Аллаха должным образом.
500 Другими словами, когда после смерти одного пророка израильтяне отклонялись от установлений религии, Аллах посылал к ним другого.
501 То есть каждому первому из тех, кому люди принесут клятву после смерти предыдущего правителя.
502 Имеются в виду правдивые слова и то, что не внушает подозрений в лживости сообщения.
503 Этот человек лишился волос вследствие болезни или несчастного случая, что обезобразило его.
504 То есть возвращения нормального цвета кожи и исчезновения поразивших её язв.
505 Передатчик  этого  хадиса не был уверен в том,  кто сказал "верблюды”, а кто сказал "коровы” ? прокажённый или лысый.

506 Иначе говоря, он отказал ему под благовидным предлогом.
507 То есть не стану требовать у тебя возврата того, что ты возьмёшь.
508 Имеется в виду, что он отправился туда после того, как принёс покаяние Аллаху. В этом селении жили люди, поклонявшиеся Аллаху.
509 То есть к тому селению, куда он стремился попасть.

510 См. хадис № 371 и примечание к нему.
511 Имеется в виду, что в рудниках может содержаться как что-нибудь ценное, так и бесполезное или же вредное. Применительно к людям это означает, что они могут отличаться как достойными, так и низкими качествами.
512 Речь идёт о власти.
513 Имеется в виду право на власть.
514 Речь идёт о том, кто сам не стремится к власти, но если уж она достаётся ему помимо его желания, исполняет свои обязанности должным образом.
515 Му‘авийа Ибн Абу Суфйан (661 ? 680), да будет доволен им Аллах, ? первый халиф из династии Омеййадов.
516 Речь идёт об одном из йеменских племён.
517 Имеется в виду, что им будет принадлежать власть.
518 Пророк, & , имеет в виду, что и до, и после возникновения ислама люди из этих родов оказывали ему помощь в равной степени.
519 Возможен и другой перевод этих слов пророка, & : «Аллах простил /гафара/ (племя) гифар и Аллах спас /саляма/ (племя) аслам…»
520 См. хадис № 1153.
521 Один из передатчиков этого хадиса сказал: «И я думаю, что он сказал: "…и джухайна”».
522 Здесь пророк, & , указывает на то, что людям, принявшим ислам, прощаются все их прошлые грехи.
523 То есть День воскресения.
524 Имеется в виду некий жестокий правитель.
525 Речь идёт о походе на племя бану аль-мусталик, состоявшемся в конце 626 года.
526 Или человек, который, подобно эфиопам, любил играть копьями.
527 Этого человека называли главой лицемеров.
528 То есть ансары выгонят из города мухаджиров.
529 Иначе говоря, прародителем.
530 Имеется в виду, что он давал обеты идолам отпускать на волю верблюдиц в случае выздоровления или удачного завершения путешествия.
531 То есть среди многобожников.
532 "Поэты”, 214.
533 Хассан, да будет доволен им Аллах, просил разрешения высмеять их в своих стихах.
534 Пророк, & , имел в виду, что у него были общие предки со многими из тех, кого собирался высмеивать Хассан, да будет доволен им Аллах.
535 То есть я сделаю так, что твои предки упомянуты не будут.
536 "Мухаммад” ? хвалимый; "Ахмад” ? достойный похвалы.
537 "Аль-Махи” ? стирающий.
538 "Аль-Хашир” ? собирающий.
539 Имеется в виду либо то, что в День воскресения пророк, & , окажется на месте сбора первым, либо то, что в этом мире он являлся последним пророком, вокруг которого соберутся люди.
540 "Аль-‘Акиб” ? идущий вслед. Имеется в виду, что после пророка Мухаммада, & , других пророков уже не будет.
541 "Музаммам” ? порицаемый. Курайшиты не хотели называть пророка, & , его настоящим именем из ненависти к нему и вместо того, чтобы говорить Мухаммад, говорили "музаммам”.
542 В тексте ? необожжённый кирпич.
543 Аль-Хасан ? внук пророка, & .
544 Имеется в виду, что он не был альбиносом.
545 Здесь речь идёт о тех десяти годах, в течение которых пророк, & , обращался к людям с призывом в Мекке открыто, и подразумевается, что в течение первых трёх лет тайного призыва откровения также ниспосылались ему.
546 Имеется в виду аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими.
547 То есть сияло ли оно подобно сверкающему мечу? Возможно также, что спрашивающий поинтересовался, было ли лицо пророка, & , продолговатым, а аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сравнил его с луной, желая сказать, что оно было круглым.
548 Батха ? вади близ Медины.
549 См. примечание к хадису № 240.
550 Это делалось с целью получения благословения.
551 Иудеи и христиане.
552 Имеется в виду, что пророк, & , по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.
553 Другими словами, он применял установленные шариатом наказания в случае совершения людьми определённых грехов.
554 Имеется в виду девушка на выданье, которую родители прячут за занавеской от чужих глаз. Смысл этих слов в том, что пророк, & , сам воздерживался от всего неприличного и не любил, когда что-либо подобное позволяли себе в его присутствии другие.
555 Имеются в виду ангелы.
556 Аз-Заура ? название места, находившегося рядом с рынком Медины.
557 Речь идёт о власти.
558 См. примечания к хадисам под №№ 1389 и 1390.
559 Здесь Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, обращается к одному из Oмеййадских халифов Марвану бин аль-Хакаму.
560 Имеется в виду то, что Аллах направил к людям пророка, & , с истинной религией.
561 Имеются в виду приверженцы Корана и сунны.
562 Имеется в виду, что они станут повторять то, что написано в Коране.
563 Это значит, что они будут веровать только на словах.
564 Имеются в виду жалобы на притеснения со стороны многобожников.
565 То есть верующего человека.
566 Здесь имеется в виду исламская религия.
567 Здесь Сабит бин Кайс, да будет доволен им Аллах, говорит о себе в третьем лице.
568 Имеется в виду, что в присутствии пророка, & , он говорил громче, чем сам пророк. См.: "Комнаты”, 2.
569 То есть к Сабиту, да будет доволен им Аллах.
570 В Коране сказано: «Он ? Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере» ("Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова "сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, "сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.
571 Смысл этих слов в том, что с соизволения Аллаха болезнь станет средством очищения от грехов.
572 См. примечание к хадису №  283. События, о которых идёт речь в данном хадисе, имели место до 624 года.
573 См. примечание к хадису № 172.
574 Имеются в виду мекканцы.
575 За помощью для защиты торгового каравана курайшитов от мусульман обратился Абу Суфйан, который вёл этот караван с товарами из Шама в Мекку.
576 Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, отличавшийся необычайной красотой, был одним из сподвижников пророка, &.
577 Имеется в виду, что пророк, & , рассказывал людям о том, как к нему пришёл Джибрил, мир ему.
578 То есть чтобы кто-нибудь мог набирать воду в такую огромную бадью так быстро и часто.
579 Здесь речь идёт о том, что эти люди знают об истинности пророческой миссии Мухаммада, & .
580 То есть о побивании камнями до смерти в качестве наказания за прелюбодеяние. В исламе такому наказанию подвергаются женатые мужчины и замужние женщины, совершившие прелюбодеяние. Для лиц, не состоящих в браке, за прелюбодеяние предусмотрены другие наказания. См.: "Свет”, 2, а также хадис № 1132.
581 Иначе говоря, они сказали, что объявят об их грехе во всеуслышание.
582 Таким образом, иудеи хотели сказать, что Тора предусматривает за прелюбодеяние именно такое наказание.
583 ‘Аммар, да будет доволен им Аллах, рассказывает о самом раннем периоде существования ислама.
584 ‘Умар пожалел о том, что не принял извинений Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими.
585 Поход на Зат ас-Салясиль состоялся осенью 629 г.
586 То есть Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
587 Абу Муса, да будет доволен им Аллах, назвал имя своего брата.
588 "Сиддик” ? почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
589 ‘Умар бин аль-Хаттаб был убит в 644, а ‘Усман бин ‘Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, ? в 656 г.
590 То есть ‘Умара, да будет доволен им Аллах.
591 Здесь имеются в виду пророк, & , и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.
592 Здесь пророк, & , обращается к ‘Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах.
593 То есть о Дне воскресения.
594 То есть клятву на верность исламу, которую мусульмане принесли пророку, & , в аль-Худайбийе.
595 Это восклицание следует понимать как выражение недоумения в связи с тем, что так мог поступать один из ближайших сподвижников пророка, & .
596 См.: "Семейство ‘Имрана”, 155.
597 То есть если ты останешься с больной женой, то получишь такую же награду Аллаха и такую же долю военной добычи, как и любой участник битвы.
598 ‘Усман, да будет доволен им Аллах, был направлен к мекканцам, которые решили помешать мусульманам  войти в Мекку для совершения умры. Его задача состояла в проведении с ними переговоров, которые завершились заключением важного для мусульман перемирия.
599 Фатима, да будет доволен ею Аллах, хотела попросить пророка, & , дать ей кого-нибудь из пленных в услужение.
600 Племя бану курайза, заключившее союз с мусульманами, было готово переметнуться на сторону курайшитов, о чём стало известно пророку, & .
601 Имеется в виду битва при Ухуде.
602 Имеется в виду, что пророк, & , сказал: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя!»
603 См. примечание к хадису № 172.
604 Речь идёт о Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
605 Это было ещё в доисламские времена.
606 Здесь скорее всего имеется в виду обещание Абу-ль-‘Аса не брать себе другую жену после женитьбы на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.
607 В битве при Бадре Абу-ль-‘Ас, который сражался на стороне курайшитов, был захвачен в плен, но его освободили при условии, что он отпустит в Медину остававшуюся в Мекке Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, и он сдержал своё слово.
608 То есть Усамы, сына Зайда бин Харисы, да будет доволен Аллах ими обоими.
609 То есть после своего отца.
610 Скорее всего это было до ниспослания айата о завесе.
611 "Ка’иф” ? человек, который по различным внешним особенностям людей мог определять, состоят ли они в родстве друг  с другом.
612 Усама являлся сыном Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими.
613 То есть кто заступится за неё?
614 Имеется в виду дочь пророка, & .
615 Имеется в виду, что пророк, & , научил Хузайфу бин аль-Йамана, да будет доволен им Аллах, распознавать лицемеров.
616 Имеется в виду ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.
617 "Ночь”, 1 ? 2.
618 Cкорее всего данный айат первоначально был ниспослан в таком виде, а потом были ниспосланы некоторые другие слова, после чего он и приобрёл свой окончательный вид: «Клянусь Тем, Кто сотворил мужчину и женщину…» ("Ночь”, 3). Об этом было известно жителям Шама, но этого не знали ни ‘Алькама, ни ‘Абдуллах бин Мас‘уд, ни Абу-д-Дарда, считавший, что жители Шама специально вводят его в заблуждение.
619 Речь идёт о жителях Шама.
620 Аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, ? внуки пророка, & .
621 Иначе говоря, паломник.
622 Имеются в виду аль-Хасан и аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими.
623 Базилик /райхан/ ? ароматическое растение.
624 Имеется в виду понимание Корана.
625 То есть Книге Аллаха, Корану.
626 См. примечание к хадису № 604.
627 "Сайфу-Ллах” (меч Аллаха) ? так пророк, & , назвал Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах.
628 То есть мусульманам.
629 Асма ? родная сестра ‘Аиши, да будет доволен ими     обеими Аллах.
630 См.: "Женщины”, 43; "Трапеза”, 6.
631 См. примечание к хадису № 498.
632 То есть ансары.
633 Здесь имеются в виду союзники и вольноотпущенники ансаров.
634 В данном случае под "домом” /дар/ подразумевается род    или же семейство.
635 Имеется в виду водоём пророка, & , в который впадает райская река Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения.
636 Этот человек хотел стать либо правителем какой-нибудь области, либо сборщиком садаки.
637 Здесь имеется в виду несправедливый раздел военной добычи и обделение сподвижников пророка, & .
638 Этот человек был крайне изнурён и страдал от голода.
639 Имеется в виду, что пророк, & , велел своему посланцу узнать, есть ли у них какая-нибудь еда.
640 Или: «Кто окажет (этому человеку) гостеприимство?»
641 То есть когда гость вошёл в дом.
642 Здесь имеется в виду, что Аллаху понравился их поступок.
643 "Собрание”, 9.
644 Это не относится к случаям совершения таких преступлений, неукоснительного применения наказаний /худуд/ за которые требует шариат, или же преступлений, связанных с ущемлением прав других людей.
645 В это время пророк, & , был уже серьёзно болен, и ансары опасались, что им больше не придётся встретиться с ним.
646 То есть они выполнили всё то, о чём договаривались с пророком, & , предоставив ему убежище и оказывая всяческую помощь, но ещё не получили за это своей награды, под чем подразумевается рай.
647 Имеется в виду количество мусульман в целом.
648 Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, ? вождь племени аус.
649 Имеется в виду, что это было выражением радости в связи с тем, что Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, преставился к милости Аллаха.
650 "Явное доказательство”, 1.
651 Здесь имеется в виду заучивание Корана наизусть.
652 Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что они быстро бежали, из-за чего полы их одежды задирались, обнажая щиколотки.
653 Имеется в виду Коран.
654 Подразумевается, что этим свидетелем был ‘Абдуллах бин  Салям, да будет доволен им Аллах, учёный иудей, принявший ислам.
655 То есть засвидетельствовал, что в Торе было ниспослано нечто подобное тому, что содержит в себе  Коран, в смысле призыва к строгому единобожию.
656 "Пески”, 10.
657 Это было сделано для того, чтобы длинные полы одежды не мешали ему подниматься.
658 Здесь имеется в виду ислам. См.: "Корова”, 256.
659 Подразумевается, что пророк, & , с похвалой отзывался о Хадидже, да будет доволен ею Аллах.
660 Здесь имеется в виду нечто вроде подливы.
661 То есть взволновало.
662 В комментариях Ибн Хаджара указывается, что смысл этих слов состоит в следующем: твоя любовь будет увеличиваться по мере укрепления веры в твоём сердце и отказа от былой ненависти, от которой в конце концов не останется и следа.
663 Абу Суфйан был мужем Хинд, да будет доволен Аллах ими обоими.
664 Это угощение было предложено курайшитами.
665 Лябид ? поэт, который прославился ещё в доисламские времена, принял ислам и прожил очень долгую жизнь.
666 Скорее всего под несостоятельностью здесь подразумевается недолговечность.
667 Далее в этом бейте сказано: «…а всякому наслаждению неизбежно приходит конец».
668 Поэт, который интересовался религией и, по некоторым сообщениям, принял христианство.
669 Хиджр ? место, примыкающее к северо-восточной стене Каабы и огороженное невысокой полукруглой стеной, которая именуется аль-Хатим.
670 См.: "Прощающий”, 28.
671 "Раус” ? навоз мулов, лошадей или ослов.
672 Название города на Аравийском полуострове.
673 То есть гневался, когда другие наносили тебе обиды.
674 Имеется в виду то, что они не поверили рассказу пророка, & , о его ночном путешествии, когда он был перенесён из Мекки в Иерусалим.
675 К пророку, & , явился ангел Джибрил, мир ему.
676 Один из передатчиков этого хадиса сказал, что слышал, как другой передатчик говорил: «…и рассёк…»
677 Передатчик этого хадиса сказал: «(Это значит): от горла до волос (на лобке)».
678 Сердце пророка, & , было омыто водой Замзама.
679 Передатчик (этого хадиса), да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Этим (животным был) Бурак».
680 "Ибна аль-халя”. Имеется в виду, что родными сёстрами были их матери.
681 См.: "Звезда”, 14. Так называется дерево, которое находится на седьмом небе, в том месте рая, за пределы которого мир форм уже не распространяется.
682 Хаджар ? город близ Медины.
683 Небесный прототип Каабы.
684 Дословно ? "фитра”. См. хадис № 178.
685 Другими словами, Муса, мир ему, всеми силами старался добиться от израильтян выполнения всех обязательных молитв, но так и не достиг желаемого.
686 Эти слова принадлежат Аллаху Всевышнему, слава Ему.
687 О вознесении пророка, & , рассказывается также в хадисе, передаваемом со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. См. хадис № 221.
688 Это видение было сделано испытанием для того, чтобы посмотреть, кто из них уверует.
689 "Ночное путешествие”, 60.
690 Там же.
691 Имеется в виду растущее в аду дерево с горькими плодами, которыми будут питаться грешники. Об этом дереве упоминается также в трёх других сурах Корана: "Выстроившиеся в ряды”, 62; "Дым”, 43; "Воскресение”, 52.
692 ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, имеет в виду ислам.
693 Речь идёт о преследованиях, которым идолопоклонники-курайшиты подвергли мусульман, а именно - о периоде бойкота, который продолжался более двух лет, когда мусульмане вместе со своими родственниками жили в квартале рода бану хашим у дома дяди пророка, & , Абу Талиба.
694 Речь идёт о втором переселении мусульман в Эфиопию.
695 Название места, расположенного примерно в 140 километрах к югу от Мекки на пути в Йемен.
696 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, намеренно не говорит Ибн ад-Дагине, что он едет в Эфиопию.
697 Имеется в виду не здание, а специально отгороженное стенкой место для молитв.
698 Курайшиты стали бояться, что их жёны и дети тоже примут ислам под влиянием Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
699 То есть мы не хотим причинять ему никакого вреда, пока ты остаёшься его покровителем, так как это было бы нарушением наших обязательств перед тобой.
700 Речь идёт о позволении Аллаха.
701 В это молоко клали камни, раскаляя их либо на солнце, либо на костре.
702 Родственникам убитого полагалось отдать сто верблюдов или соответствующую их стоимости сумму.
703 Сурака старался сделать так, чтобы никто не заметил блеск наконечника копья и не увидел самого копья, поскольку он опасался, что в противном случае в погоню бросятся и другие люди, с которыми ему пришлось бы разделить обещанную награду.
704 Харра - лавовые поля, окружающие Медину.
705 Речь идёт о первой в истории ислама мечети, построенной в селении Куба близ Медины.
706 Скорее всего под "грузом Хайбара” имеются в виду финики.
707 См. примечание к хадису № 588.
708 То есть первым из родившихся в Медине, на земле ислама.
709 Речь идёт о той пещере, где пророк, & , которого сопровождал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прятался от преследовавших  их курайшитов во  время переселения из Мекки в Медину.
710 Имеются в виду преследователи.
711 То есть в Медину.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz