712 "Высочайший”, 1. Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, имеет в
виду, что он уже знал наизусть всю суру "Высочайший” и некоторые другие
из вышеупомянутых сур. Это объяснялось тем, что за некоторое время до
этого пророк, & , направил в Медину Мус‘аба бин ‘Умайра, да будет
доволен им Аллах, который призывал к исламу её жителей и обучал их
Корану.
713 См. примечание к хадису № 393.
714 Иначе говоря, после завершения всех обрядов хаджжа.
715 Этот запрет распространялся только на мухаджиров и действовал как
до, так и после завоевания Мекки.
716 Имеются в виду предводители иудеев.
717 Переселение мусульман в Медину не исключило возможности
возникновения всевозможных, в том числе и военных конфликтов с
курайшитами, и примерно через полгода после переселения в Медину в одном
из откровений пророку, & , было дано разрешение на ведение боевых
действий. После этого он занялся организацией военных дозоров и
экспедиционных отрядов, во главе которых ставил кого-нибудь из своих
сподвижников. Такой отряд назывался "сарийа”, и часто пророк, & ,
сам возглавлял его, лично принимая участие в военных походах. Как
правило, перед участниками походов ставились нижеперечисленные задачи:
1. Сбор сведений о действиях противника и обеспечение безопасности
окрестностей Медины с целью предотвращения внезапного нападения.
2. Оказание давления на курайшитов посредством нападений на их
караваны, чтобы дать им понять, что их торговля, имущество и сама жизнь
находятся в опасности, и заставить их либо отказаться от своих
заблуждений и примириться с мусульманами, либо получить воздаяние за
свои дела.
3. Заключение договоров о союзнических отношениях или ненападении с
различными арабскими племенами.
4. Ознакомление людей с посланием Аллаха и распространение
исламского призыва.
Первый такой отряд в составе тридцати мухаджиров под командованием
дяди пророка, & , Хамзы бин ‘Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им
Аллах, отправился в поход в рамадане I года хиджры. Отряд выступил под
белым знаменем, а первым знаменосцем в истории ислама стал Абу Марсад
Канназ бин Хусайн аль-Ганави, да будет доволен им Аллах.
718 Речь идёт о тех военных походах мусульман, совершённых при жизни
пророка, & , в которых он сам принимал участие.
719 Название этого места приводится и как аль-‘Усайра, и как аль-‘Ушайр.
Речь идёт о нападении на торговый караван мекканцев.
720 То есть дождь.
721 "Трапеза”, 24.
722 Талют ? библейский Саул.
723 Точнее говоря от трёхсот тринадцати до трёхсот девятнадцати.
724 См. примечание к хадису № 172.
725 См. хадис № 1269.
726 Имеются в виду трупы курайшитов, брошенные в этот колодец.
727 Здесь имеется в виду обещанная Аллахом победа над многобожниками.
728 То есть лучшими из ангелов.
729 То есть продолжай оплакивать погибших в битве при Бадре.
730 То есть говорил, что хочет посвататься к ней.
731 Ибн Хаджар предлагает несколько вариантов толкования смысла этих
слов: возможно, что чтение этих двух айатов заменяет собой ночное чтение
Корана; возможно, что их чтения будет достаточно для защиты от любого
зла; возможно, что этого достаточно для защиты от зла шайтана и т.д.
732 Иначе говоря, заявит о том, что принимает ислам.
733 Слова "он станет таким же, каким был ты” означают: его жизнь будет
неприкосновенна, и о нём надо будет судить с учётом того, что он принял
ислам; слова "ты станешь таким же, каким был он” означают: его
наследники будут иметь право убить тебя в качестве воздаяния равным
/кисас/. Слова пророка, & , не означают: ты станешь таким же
неверным, каким был он, а Аллах знает об этом лучше.
734 Аль-Мут‘им бин ‘Ади ? человек, взявший пророка, & , под свою
защиту после завершения трёхлетнего бойкота со стороны курайшитов и
возвращения пророка, & , из Таифа, где он пытался призывать людей к
исламу.
735 Это выражение следует понимать в переносном смысле. Имеется в виду
мерзость неверия.
736 Бану ан-надир и курайза ? иудейские племена, жившие в Медине и
заключившие с мусульманами договор о союзе.
737 Иначе говоря, ничего не взяв с них за это.
738 Название места, расположенного между Мединой и селением Куба, где в
сентябре 625 года мусульмане осаждали поселения бану ан-надир.
739 "Собрание”, 5.
740 Имеется в виду "фа’й”. См. прим. к хадису № 1258.
741 См. хадис № 1258.
742 Союзник племени бану ан-надир, поддерживавший тайные связи с
мекканцами и высмеивавший пророка, & , в своих стихах.
743 Мухаммад бин Маслама имел в виду, что он хочет прибегнуть к
хитрости.
744 То есть Мухаммад, & .
745 Имеется в виду закят.
746 См. примечание к хадису № 672.
747 Таким образом, согласно этой версии его сопровождали не двое, а трое
людей.
748 Абу Рафи‘ ‘Абдуллах бин Абу-ль-Хукайк был крупным купцом из Хиджаза и
главой иудеев оазиса Хайбар. Он стал одним из главных инициаторов и
подстрекателей нашествия союзных племён на Медину в 627 году,
получившего известность как "битва у рва”. После того как мусульмане
вышли победителями в этой битве и выселили из Медины иудейское племя
бану курайза, пошедшее на сговор с врагами мусульман во время ведения
боевых действий, пятерым хазраджитам было поручено убить этого человека.
749 Привратник принял ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, за одного
из слуг.
750 Перед началом битвы при Ухуде от мусульманского войска отделился и
вернулся в Медину ‘Абдуллах Ибн Убайй, который увёл с собой триста своих
воинов. Это вызвало брожение в рядах бойцов из родов бану сальма и бану
хариса, которые также были готовы вернуться, но Аллах удержал их от
этого.
751 Ими были ангелы Джибрил и Микаил, мир им.
752 В то время Вахши был рабом этого человека.
753 Иными словами, в год битвы при горе Ухуд (625 г.).
754 Хамза, да будет доволен им Аллах, употребил более резкое
выражение, желая нанести оскорбление противнику.
755 Имеется в виду пророк, & .
756 Мусайлима (уничижительное от Маслама) ? один из лжепророков,
подражавший посланнику Аллаха, & . Мусайлима был родом из племени
ханифа, обитавшего в Йамаме на востоке Аравии. В 634 году халиф Абу
Бакр, да будет доволен им Аллах, направил в Йамаму войска под
командованием Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах. В
сражении при Аркабе сторонники Мусайлимы потерпели поражение, а сам он
погиб.
757 То есть искупить свой грех.
758 Подразумевается, что это и был Мусайлима.
759 Имеется в виду, что он был покрыт пылью.
760 В другой версии этого хадиса сообщается, что потом Вахши сказал:
«Господь твой лучше знает, кто из нас убил его, и если это сделал я,
значит, убил я, и лучшего из людей*, и худшего».
* То есть одного из лучших сподвижников.
761 В сражении при Ухуде пророку, & , нанесли сильный удар мечом по
лицу, сломав ему один из резцов.
762 Для этого были отобраны только участники битвы при Ухуде.
763 Точнее говоря, это было незадолго до осады Медины курайшитами и их
союзниками в апреле 627 г.
764 Имеется в виду, что камень, давивший на живот, как-то заглушал муки
голода.
765 Возвратившись домой после битвы у рва, пророк, & , в тот же день
(16 апреля 627 г.) повёл мусульман на укрепления племени бану курайза,
которое нарушило союзный договор с мусульманами во время нашествия
союзных племён и осады Медины. Через две недели племя бану курайза
решило сдаться на милость победителя с условием, что их судьбу решит
вождь союзного им племени аус Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах.
766 Са‘д бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, был тяжело ранен в битве у
рва, и пророк, & , хотел, чтобы ему помогли спешиться.
767 Пророк, & , имел в виду, что такое решение было внушено Са‘ду,
да будет доволен им Аллах, свыше.
768 Иначе говоря, эта молитва совершалась в условиях вероятного
внезапного нападения противника, когда часть мусульман молилась, а
другая часть охраняла их, после чего они поменялись друг с другом
местами.
769 Имеются в виду родственники или соплеменники Абу Мусы, да будет
доволен им Аллах.
770 "Зат ар-рика‘” можно перевести как "заплатанная”. Этот поход против
племени гатафан состоялся в июне 626 г., что же касается его названия,
то на этот счёт высказывались разные мнения, например: поход, известный
как поход "Зат ар-рика‘”, получил такое название по названию дерева в
той местности, куда направлялся отряд мусульман, или он получил такое
название по той причине, что знамёна мусульман были заплатанными, и так
далее.
771 См. хадис № 496.
772 Мурайси‘ ? название колодца. Этот поход состоялся в конце 626 года.
773 После раздела пленных воинам достались и женщины, которые
становились их рабынями, а хозяева рабынь имели право на сожительство с
ними.
774 Точнее говоря, прерывая половой акт до наступления семяизвержения
для того, чтобы избежать зачатия.
775 Таким образом, в подобных обстоятельствах необязательно молиться,
обратившись лицом к кибле.
776 В 1-м айате суры "Победа” сказано: «Поистине, Мы даровали тебе явную
победу…» Вопрос аль-Бара, да будет доволен им Аллах, следует понимать
так: «Неужели вы считаете, что в этом айате имеется в виду завоевание
мусульманами Мекки?»
777 Аль-Бара, да будет доволен им Аллах, говорит так ввиду того, что
перемирие в Худайбийe открыло мусульманам путь и к завоеванию Мекки.
778 Имеется в виду дерево, в тени которого сидел пророк, & , когда
его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, приносили ему клятву,
угодную Аллаху.
779 См. примечание к хадису № 152.
780 "Победа”, 1. Имеется в виду, что пророк, & , прочитал ‘Умару бин
аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, всю суру "Победа”.
781 Ахабиш ? общее название нескольких союзных племён из группы кинана и
хуза‘а.
782 Здесь речь об умре, которую пророк, & , совершил в месяце
зу-ль-ка‘да 7 г. хиджры (март 629 г.) в соответствии с условиями
соглашения с мекканцами, заключённого в Худайбийe.
783 Восклицание, которое употребляется в тех случаях, когда человек
призывает людей к себе на помощь.
784 То есть прости их.
785 См. хадис № 1240.
786 Поход на Хайбар состоялся в 628 году через два месяца после
возвращения мусульман из Худайбийи.
787 Имеется в виду декламация стихов, которые по своему размеру
соответствовали ритму шагов верблюдов.
788 См. хадис № 1168.
789 Эти слова являются как обычным благопожеланием, так и обращением к
Аллаху с мольбой за покойного.
790 То есть если благодаря твоим мольбам за этого человека Аллах не
оставит его среди нас.
791 То есть участники осады Хайбара во главе с пророком, & .
792 Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что
пророк, & , обратил внимание на то, что он опечален.
793 Люди утверждали, что ‘Амир сам себя убил, и поэтому он не получит
награды Аллаха за свои дела.
794 Пророк, & , ждал наступления времени утренней молитвы, и если
раздавался азан, вообще не нападал на такое селение.
795 Имеется в виду, что военные отряды мусульман состояли из пяти
частей: правого и левого крыла, авангарда, арьергарда и центра.