497 Вакиз - всё то, что забито палкой, камнем или тем, у чего нет острия, и что запрещается употреблять в пищу.
498 Имеется в виду такая собака, над которой не произнесли имя Аллаха, прежде чем спустить её на дичь.
499 Имеется в виду произнесение имени Аллаха перед выстрелом.
500 См. хадис № 1021.
501 Имеется в виду перерезание сонной артерии у основания шеи животного.
502 "Мусля” - отрезание различных частей тела ещё живого животного.
503 "Масбура” и "муджассама” - положение животного или птицы, используемых в качестве мишени для стрел или камней. Если животное при этом умирает, использовать его в пищу запрещается.
504 Здесь речь идёт о животных, которые приносятся в жертву в дни праздника жертвоприношения.
505 Имеются в виду праздник жертвоприношения /‘ид аль-адха/ и праздник разговения /‘ид аль-фитр/.
506 Иначе говоря, не прекратил делать этого и не попросил у Аллаха прощения.
507 Здесь подразумевается, что вера такого человека уменьшается.
508 "Таур” - общее название сосудов из камня, меди или дерева.
509 Это имело место до ниспослания айата о завесе.
510 Имеются в виду сосуды, использовавшиеся для приготовления, хранения и транспортировки алкогольных напитков. См. хадис № 49 и примечания к нему.
511 Речь идёт о смешивании с целью приготовления сладкого питья.
512 Ан-Наки‘ - название места.
513 Иначе говоря, тоже пил воду стоя.
514 Имеется в виду смежная стена, общая для двух соседей.
515 Здесь подразумевается, что в сосуд дышать не следует.
516 ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз (717 – 720) – xалиф из династии Омеййадов, отличавшийся крайним благочестием.
517 Имеется в виду, что верующий не выражает своего недовольства, когда его постигает то, что предопределено ему Аллахом, и воздаёт Ему хвалу, когда испытание его заканчивается.
518 То есть во время приступа часть моего тела обнажается помимо моей воли.
519 Пророк, & , навестил Джабира, да будет доволен им Аллах, во время его болезни.
520 То есть чтобы ты умерла до меня.
521 Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, & .
522 То есть чтобы в связи с этим среди мусульман не возникало никаких конфликтов.
523 Или: Аллах отвергнет (всё иное), а верующие не допустят (этого)!
524 Имеются в виду те сподвижники пророка, & , которые ушли из жизни, не успев насладиться никакими мирскими благами.
525 Иначе говоря, обещанная им награда в мире ином не стала меньше ни на йоту, так как мирские блага им не достались.
526 Хаббаб, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что богатства их были столь значительны, что найти им применение можно будет, только истратив деньги на строительство.
527 Возможно, что Хаббаб, да будет доволен им Аллах, сказал это, страдая от боли. Возможно также, что его слова объяснялись опасениями перед тем, что богатство может ввести его в искушение и повредить его религии.
528 Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха.
529 То есть не старайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
530 Это значит: старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.
531 Здесь имеется в виду нежелательность, а не абсолютный запрет.
532 Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
533 См. хадис № 953 и примечание к нему.
534 Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.
535 То есть не отказываются от намеченного, усматривая дурное предзнаменование в направлении полёта птиц.
536 В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
537 Увидеть сову считалось дурным знаком.
538 Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
539 Сообщается, что пророк, & , сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит то, что ему не понравится, пусть скажет: "О Аллах, никто, кроме Тебя, не приносит хорошего, и никто, кроме Тебя, не отражает дурного, и нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, ля йа’ти би-ль-хасанати илля Анта, ва ля йадфа‘у-с-са’ийати илля Анта, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»
540 То есть горячку или же лихорадку.
541 Иначе говоря, войдёт в рай, как и любой из тех, кто погиб за веру.
542 Произнося эти слова, пророк, & , смачивал слюной указательный палец, касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место.
543 Имеется в виду попытка усмотреть доброе или дурное предзнаменование по полёту птиц.
544 То есть слышит и считает его для себя хорошим знаком.
545 Прорицателем /кахин/ в доисламской Аравии называли человека, утверждавшего, что в состоянии транса он может общаться либо с божеством, либо с его посланниками - ангелами и джиннами. Во время транса кахины часто говорили рифмованной прозой /садж‘/.
546 Пророк, & , сказал так ввиду того, что этот человек говорил рифмованной прозой.
547 В данном случае речь идёт как о животных, так и о людях.
548 См. хадис № 1334 и примечание к нему.
549 Здесь речь идёт о ногах тех людей, которые волочат за собой одежду по земле из кичливости.
550 Множественное число от "бурд” - чёрный бедуинский плащ с узорами.
551 Множественное число от "хибара” - йеменский плащ зелёного цвета.
552 "Шамля” - название одного из видов плащей, в которые можно было заворачиваться полностью.
553 Имеется в виду человек, который искренне верит в то, что он говорит.
554 См. примечания к хадису № 1367
555 Имеется в виду, что узоры по краям одежды должны быть не шире двух пальцев.
556 То есть использовать его в качестве благовония и обмазываться им.
557 См. хадис № 1591.
558 "Зарира” - название одного из видов благовоний, которое состоит из нескольких компонентов.
559 "Зарра” - это слово означает и "маленький муравей”, и "пылинка”.
560 Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.
561 Имеется в виду человек, порывающий родственные связи.
562 "Рахим” - родственные связи; кровное родство.
563 Милостивый.
564 То есть лишу такого человека Своей милости.
565 Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя пророка, & , а также те члены его семьи, которые не приняли ислам.
566 "Аулийа” - ед. ч. "вали”. Это слово является многозначным (cм. примечание к хадису № 2023). Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении "Покровитель” это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху.
567 Дословно - "орошать”. Таким образом, пророк, & , сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание.
568 То есть тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников.
569 Иначе говоря, тот, кто не следует дурному примеру родственников, а всячески старается сохранить связи с ними.
570 Бедуин задал этот вопрос, увидев, что люди в Медине целуют своих детей.
571 Речь идёт о женщинах и детях, захваченных в качестве военной добычи во время одного из походов.
572 Эта женщина потеряла своего ребёнка, но потом нашла его.
573 В некоторых версиях этого хадиса говорится о "верующих рабах”.
574 Имеется в виду внук пророка, & , аль-Хасан бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими.
575 В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, & , также сказал: «…или посеет что-либо…»
576 Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха.
577 Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее.
578 Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за садаку.
579 В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.
580 Имеется в виду "клятва, угодная Аллаху” /бай‘ат ар-ридван/, которую дали пророку, & , его сподвижники в Худайбийе.
581 Имеется в виду, что мусульманин, сознательно давший ложную клятву и сказавший: «Клянусь, если это не так, значит, я - христианин!» - действительно становится христианином.
582 Так, например, никто не должен давать обет подарить кому-либо чужое имущество в случае исполнения своего желания.
583 Здесь имеется в виду "каттат” - такой человек, который сам не видел того, о чём он рассказывает другим.
584 Имеются в виду колдуньи.
585 Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях. См. хадис № 1828.
586 То есть не старайтесь разузнавать о недостатках других людей.
587 Имеется в виду взвинчивание цены в том случае, когда человек поднимает цену не потому, что действительно хочет купить что-нибудь, а с целью обмана или нанесения ущерба другому.
588 Здесь речь идёт об избавлении от всего дурного в обоих мирах.
589 То есть что-нибудь греховное.
590 Иначе говоря, такой человек открывает то, что Аллах скрыл от других людей, тем самым обрекая себя на наказание в обоих мирах.
591 Иначе говоря, со слов первых пророков.
592 В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как побуждение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда перед Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё.
593 Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поддерживай общение с людьми (при том условии, что) религия твоя (от этого) не пострадает, и шути с членами своей семьи».
594 Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их.
595 Раджаз - название стихотворного размера.
596 Хида - пение, которым подгоняли верблюдов и которое по своему ритму соответствовало ритму их шагов.
597 Иначе говоря, лучше болеть, чем чрезмерно увлекаться поэзией.
598 Имеется в виду День воскресения.
599 Распространённое среди арабов восклицание, которое в данном случае не следует понимать в его прямом значении.
600 "Карм” - виноградная лоза.
601 В других хадисах и комментариях к ним указывается, что запрет именовать виноград, из которого делают вино, словом "карм” связан с тем, что это слово образовано от слова "карам” - щедрость. Во времена джахилийи арабы считали, что употребление вина придаёт сердцу пьющего щедрость или же благородство /карам/, тогда как ислам связывает все достойные качества людей с тем, что Аллах почтил /акрама/ человека. Поскольку все вышеупомянутые слова являются однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Вот почему пророк, & , хочет указать на то, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретным напитком даже на ассоциативном уровне. Таким образом, слова пророка, & : «…"карм” - это мусульманин», и его слова «"карм” - это только сердце верующего» означают, что щедрость свойственна мусульманину или же его сердцу, что не имеет ничего общего ни с вином, ни с виноградом.
602 Имеется в виду жена пророка, & , Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах.
603 "Барра” - благочестивая.
604 Умм Суляйм - мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими.
605 "Каварир” - так называли и женщин, имея в виду, что с ними нужно обращаться помягче.
606 Речь идёт о том случае, когда человек зевает, не прикрывая рта рукой.
607 То есть приветствовал, произнося слова "Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/”.
608 Иначе говоря, для того, чтобы человек, желающий войти в чужой дом, не увидел его обитателей в таком виде, в котором они не хотели бы предстать перед ним.
609 Иначе говоря, предопределил каждому человеку.
610 Имеются в виду взоры на то, на что смотреть запретно.
611 То есть произнесение всего запретного и порицаемого.
612 Другими словами, половые органы только выполняют тайные желания души.
613 Имеются в виду просьбы того или иного пророка уничтожить его общину за неповиновение или спасти её.
614 Пророк, & , приносил покаяние не за грехи, от совершения которых он был защищён Аллахом. Причина была в том, что он считал своё поклонение Аллаху недостаточным и несовершенным.
615 То есть в стремлении к Твоей награде и из страха перед Твоим наказанием.
616 Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, являлся племянником жены пророка, & , Маймуны, да будет доволен ею Аллах.
617 В то время Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, был ещё ребёнком.
618 См. хадисы под №№ 112 и 138.
619 Имеются в виду насекомые или змеи.
620 Пророк, & , указывает на то, что, когда речь идёт об Аллахе, произносить слова "если захочешь” бессмысленно, поскольку Аллах и так всегда делает лишь то, что пожелает.
621 В тех версиях этого хадиса, которые включены в сборники других мухаддисов, указывается, что Суфйан добавил слова "злорадства врагов”.
622 Эти слова не следует понимать как указание на то, что пророк, & , мог сказать человеку что-то неприятное без причины. Если он и говорил что-нибудь подобное кому-либо, причиной всегда служили неблаговидные поступки человека, а намерения пророка, & , при этом были только благими.
623 См.: "Корова”, 201.
624 Иначе говоря, кроме того, кто произнесёт эти слова большее количество раз.
625 Имеется в виду хадис № 1992.
626 Иначе говоря, этот человек получит такую же награду.
627 Здесь имеются в виду грехи раба перед Аллахом, если же грех заключается в нанесении каких-либо обид людям, то обязательное условие прощения такого греха состоит в том, что виновный должен загладить свою вину, либо извинившись перед обиженным, либо вернув ему то, что он присвоил или украл у него.
628 Иначе говоря, они произносят слова "Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, "Аллах велик /Аллаху акбар/” и "Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”.
629 Имеется в виду, что эти слова произносит каждый ангел.
630 Давая этому разделу "Сахиха” такое название, аль-Бухари имел в виду, что чтение хадисов, собранных в данном разделе, способствует смягчению сердец.
631 Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.
632 То есть не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, поскольку человек может покинуть мир этот в любой момент.
633 Это значит: совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.
634 Имеются в виду стороны прямоугольника.
635 То есть постигнет.
636 Подразумевается срок жизни человека.
637 То есть когда он надеется на что-то.
638 Имеется в виду одна из коротких линий, обозначающих на рисунке пророка, & , всевозможные жизненные обстоятельства, а именно - линия, соответствующая тому событию, которое становится последним в жизни человека.
639 Речь идёт о таких людях, которые всю жизнь откладывали совершение благих дел, так ничего и не совершив.
640 Имеется в виду, что по достижении такого возраста человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.
641 То есть говорил это, будучи движимым только глубокой убеждённостью и стремлением получить за это награду Аллаха.
642 Речь идёт о том, что в первую очередь будут умирать люди, отличающиеся наибольшей праведностью.
643 Иначе говоря, Аллах простит тех, кто принесёт Ему покаяние за свою алчность и прочие порочные устремления.
644 "Каддама” - буквально "сделал заранее”, то есть потратил на пути Аллаха; израсходовал на благие дела, создав благодаря этому запас для себя же в мире вечном.
645 То есть без сил падать на землю от голода.
646 Имеется в виду дорога в мечеть, по которой ходили пророк, & , и его сподвижники.
647 То есть для того, чтобы между ними завязался разговор, в процессе которого Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, можно было бы дать понять, что он голоден.
648 Иначе говоря, Абу Бакр не понял истинной цели Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими.
649 См. примечание к хадису № 1880.
650 Имеется в виду закят.
651 В то время там находилось несколько десятков человек.
652 За то, что по Его милости все напились досыта одной чашей.
653 Имеется в виду то, благодаря чему можно только поддерживать жизнь, иначе говоря, минимальное количество еды.
654 Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха. См. примечание к хадису № 1869.
655 Это значит: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.
656 То есть старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.
657 "Дульджа” - имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета.
658 Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, комментирует эти слова пророка, & , следующим образом: «Это значит: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши - свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше».
659 Здесь речь идёт о надежде на то, что Аллах простит грехи человека и примет его благие дела, а также о страхе перед Его наказанием.
660 См. хадис № 1922.
661 Иначе говоря, за язык.
662 Другими словами, пророк, & , выражает уверенность в том, что человек, который не будет говорить и есть ничего запретного и станет воздерживаться от прелюбодейства, войдёт в рай.
663 Здесь пророк, & , сравнивает себя с человеком, который повстречал вражеское войско, был схвачен и раздет, но сумел бежать. После этого он явился к своим соплеменникам, чтобы предупредить их, и они поверили ему, видя, в каком положении он находится, так как его нагота послужила доказательством его правоты. Что же касается пророка, & , то доказательством его правоты служили совершённые им чудеса.
664 Имеется в виду, что удовлетворение всех желаний души приведёт человека в ад, а исполнение всех религиозных обязанностей и совершение праведных дел, всегда связанных с преодолением определённых трудностей, что ненавистно душе, является путём к раю.
665 Имеется в виду, что проявление повиновения Аллаху даже в малом может привести человека в рай, тогда как совершение и незначительных грехов приближает его к аду, а поэтому не следует пренебрегать ничем из благого и обязательно нужно сторониться всего запретного, поскольку человек не знает всего того, за что Аллах может оказать Ему Свою милость, как не знает он и всего того, за что Аллах может разгневаться на него.
666 Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их. Возможно также, что "записал” здесь следует понимать как "предопределил”.
667 То есть разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.
668 Многозначное слово "амана” образовано от слова "амн” (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом вера /иман/. Среди прочего это слово означает "надёжность” и "то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом рассматриваются как то, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, то есть выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.
669 Имеется в виду, что человек вспоминал об установлениях шариата относительно необходимости возвращать доверенное и не пытался обмануть партнёра.
670 В данном случае подразумевается, что через наместника той или иной провинции всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата.
671 Комментаторы по-разному толкуют этот хадис, но в целом смысл этих толкований сводится к тому, что праведные среди людей находятся в абсолютном меньшинстве.
672 Иначе говоря, Аллах покажет всем истинные намерения тех людей, поклонение которых будет неискренним.
673 Под "близким” /вали/ подразумевается человек, который отличается крайним благочестием, неуклонно выполняет все свои религиозные обязанности и делает помимо этого ещё много другого. Это слово образовано от арабского трёхбуквенного корня "вав-лям-йа”. Глаголы разных пород, образованные от того же корня, могут означать "быть близким”, "управлять”, "быть дружески расположенным”, "оказывать содействие” и так далее. В отношении такого человека слово "вали” применяется в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Возможно также, что это слово имеет здесь значение причастия страдательного залога от того же корня, так как Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В "Сахихах” аль-Бухари и Муслима сказано: «Слово "вали” (друг) является антонимом слова "‘адувв” (враг), что же касается слова "вилайа” (дружеское расположение), то оно является антонимом слова "‘адава” (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности - ненависть и удалённость».
В "Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху, а Аллах Всевышний сказал: "Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. # Тем, которые уверовали и были богобоязненны, - # им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха - это и есть великий успех”*».
* "Йунус”, 62 – 64.
674 Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно.
675 Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляя человека к таким делам, которые Он любит, и удерживая его от того, что Ему ненавистно, например, удерживая его от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и так далее.
676 Ибн ас-Салах сказал: «Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестном смысле, а то, что напоминает действия колеблющегося, который делает что-либо против собственной воли, и в данном случае это означает, что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему зло, отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в мире этом для всех, за исключением немногих, хотя Он и неизбежно должен сделать это в силу Своего предустановления и предопределённости смерти, ведь каждый человек должен вкусить смерть. И в этом хадисе говорится о том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но, наоборот, Он желает возвысить его, так как смерть является путём перехода к обители почёта и блаженства».
677 Имеется в виду День воскресения.
678 Имеется в виду лепёшка, испечённая из просеянной тонкой муки.
679 То есть люди, надеющиеся попасть в рай и боящиеся наказания.
680 Подразумевается, что к месту сбора их погонит огонь.
681 Иначе говоря, он будет заливать им рот, не давая сказать и слова.
682 Другими словами, убийц и тех, кого они убивали, не имея на это права.
683 Имеется в виду, что тела обитателей ада будут увеличены, чтобы муки их были ещё сильнее.
684 Здесь подразумевается, что они выйдут из ада благодаря заступничеству пророка Мухаммада, & . См. хадис № 2133.
685 Имеется в виду та часть ступни, которая не соприкасается с землёй.
686 См. хадисы под №№ 1719 и 1720.
687 Джарба и Азрух - города на территории Шама.
688 Айла - город в Шаме на побережье Красного моря.
689 См. примечание к хадису № 1343.
690 Имеется в виду ангел.
691 Иначе говоря, кроме небольшого количества, так как верблюдов, пасущихся без присмотра, можно встретить немного.
692 Иначе говоря, каждый будет заниматься тем, что покажется ему наиболее лёгким, чтобы прийти к тому, что ему было предопределено.
693 Имеется в виду, что безгрешным является тот, кого от совершения грехов уберёг Аллах.
694 В Коране сказано: «…и знайте, что Аллах становится меж человеком и сердцем его и что к Нему вы будете собраны!» ("Добыча”, 24). Имеется в виду, что Аллах Всевышний распоряжается сердцами людей, как пожелает.
695 Подразумевается, что человек будет оставлен без помощи Аллаха.
696 Имеется в виду, что мусульмане составляют собой последнюю по времени появления общину людей, исповедующих единобожие, но в День воскресения они первыми войдут в рай.
697 См.: "Трапеза”, 89.
698 Это значит: сейчас ты понял и сказал то, что должен был сказать.
699 То есть неужели в откровении было ниспослано что-либо относительно меня?
700 Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он был очень обеспокоен.
701 Другими словами, кроме тех, кто станет щедро тратить свои средства на пути Аллаха.
702 В данном случае пророк, & , имеет в виду тот айат Корана, где сказано: «И нет среди вас такого, кто не подойдёт (к аду),* а Господом твоим это решено окончательно» ("Марйам”, 71).
* Речь идёт о прохождении по Сирату, мосту, пролегающему над адом.
703 Это значит, что Аллах не станет взыскивать с мусульман за греховные помыслы.
704 См.: "Трапеза”, 89.
705 См. примечание к хадису № 148.
706 Имеются в виду жители Медины.
707 Речь идёт об оговоренных в Коране долях наследства, которые должны выделяться людям, имеющим право на его получение (см.: "Женщины”, 11, 12, 176).
708 Имеется в виду родная сестра сына.
709 Имеется в виду, что вольноотпущенник продолжал нести определённые обязательства перед своим бывшим хозяином и его наследниками и носить их родовое имя, а при отсутствии у вольноотпущенника прямых наследников ему должны были наследовать бывшие хозяева.
710 Однако сын сестры не имеет доли в наследстве.
711 "Худуд” (ед. число - "хадд”). Имеются в виду наказания, налагаемые за такие преступления, на которые имеются указания в Коране и сунне и которые не могут быть отменены ни при каких обстоятельствах. Применение таких наказаний является прерогативой мусульманского правителя.
712 Здесь и далее имеется в виду кисть руки.
713 В данном случае имеются в виду обвинения в совершении прелюбодеяния.
714 Речь идёт о выкупах /дийат/ за убийство или нанесение ранений и увечий.
715 Это значит, что человек может сохранять надежду на проявление милости Аллаха и Его прощение даже в случае совершения тяжких грехов.
716 То есть пока он не убьёт кого-либо, не имея на это права, после чего добиться прощения ему будет трудно.
717 Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, акты насилия и тому подобные преступления.
718 То есть тот, кто спасёт человеку жизнь.
719 То же самое предписывается и мусульманам. См.: "Корова”, 178 - 179.
720 Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.
721 Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.
722 Осуществление воздаяния равным является прерогативой официальных властей.
723 Пророк, & , имел в виду, что выкуп за каждый из этих пальцев будет одинаковым. В подобных случаях выкуп равен одной десятой выкупа за убийство.
724 Здесь имеются в виду вероотступники.
725 Иначе говоря, он понесёт наказание за всё.
726 Речь идёт о таких сновидениях, которые впоследствии сбываются.
727 Имеется в виду, что такой человек увидит пророка, & , наяву в мире ином.
728 Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей /махрам/ пророка, & .
729 Известно, что пророк, & , был весьма чистоплотен и ежедневно, а то и два раза в день совершал полное омовение, из чего следует, что вшей у него быть не могло, и сообщение о том, что Умм Харам бинт Мильхан, да будет доволен ею Аллах, искала вшей, едва ли может служить указанием на их наличие. Скорее всего здесь речь идёт о профилактической мере, обусловленной тем, что пророку, & , приходилось встречаться с огромным количеством разных людей.
730 Имеется в виду приближение Дня воскресения.
731 Передатчик этого хадиса сказал: «(Махйа‘а - ) это аль-Джухфа». Аль-Джухфа - селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины.
732 Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зёрна.
733 Имеется в виду пророк, & .
734 Имеется в виду пророк, & .
735 Иначе говоря, вышедшие из повиновения правителю умрут как непокорные грешники.
736 Здесь речь идёт о "второй Акабе”. См. примечание к хадису № 1619.
737 Имеется в виду ясное указание на это в одном из айатов Корана или в сунне пророка, & .
738 То есть День воскресения.
739 См. примечание к хадису № 789.
740 То есть шайтан может направить его руку, в результате чего он убьёт другого человека и окажется из-за этого в огне.
741 См. примечание к хадису № 789.
742 См. примечание к хадису № 622. Мухаджиры, переселившиеся в Медину, могли покидать город только с разрешения пророка, & . Хаджжаджу было об этом известно, а то, что он позволил себе задать подобный вопрос столь видному сподвижнику, как Салама, да будет доволен им Аллах, можно объяснить лишь неприязнью, которую Хаджжадж к нему питал.
743 В комментарии Ибн Хаджара указывается, что слова Хузайфы, да будет доволен им Аллах, не следует понимать как указание на то, что после смерти пророка, & , лицемерие среди людей исчезло, так как лицемерие будет существовать во все времена. Здесь имеется в виду, что после кончины пророка, & , о лицемерах, заявляющих об исповедании ислама, но открыто совершающих то, что свидетельствует о неверии, следует судить как о вероотступниках.
744 Хиджаз - название горной цепи, протянувшейся вдоль Красного моря; Бусра - город в южной Сирии. Комментаторы считают, что это пророчество было указанием на сильное землетрясение, случившееся в Хиджазе в месяце джумада аль-ахира 654 года хиджры и сопровождавшееся появлением огня, отблески которого были видны издалека.
745 Имеется в виду, что вода реки уйдёт с того места, где находится сокровищница.
746 В комментариях указывается, что скорее всего в этом пророчестве имелось в виду противостояние между ‘Али и Му‘авийей, да будет доволен Аллах ими обоими.
747 Здесь имеется в виду, что в связи со смертью обладающих знанием люди лишатся религиозного знания.
748 Речь идёт в основном о всевозможных смутах и конфликтах.
749 Иначе говоря, все они примут ислам.
750 То есть не станет совершать благих дел, веруя в Аллаха.
751 "Скот”, 158.
752 Имеется в виду человек, который будет чинить или укреплять стенки какого-то резервуара или ёмкости, из которой он обычно поил своих верблюдов прежде.
753 См. хадис № 390.
754 Здесь пророк, & , сравнивает власть и связанные с ней возможности удовлетворения своих желаний с периодом кормления ребёнка грудью, что доставляет ему удовольствие, а лишение власти, убийство правителя и то, что в День воскресения ему придётся отвечать за свои дела, сравнивается с тем периодом, когда ребёнка отнимают от груди.
755 Имеется в виду проявление всесторонней заботы правителя о своих подданных.
756 То есть спросит с такого человека за его дела по всей строгости.
757 Имеется в виду дозволенное /халяль/.
758 То есть иудеи.
759 См. хадис № 1282.
760 То есть повиноваться Аллаху Всевышнему и пророку, & .
761 Здесь подразумевается побуждение людей к одобряемому и попытки удерживать их от порицаемого.
762 Речь идёт о правителях, которые будут править всем мусульманским миром, придерживаясь установлений шариата, в результате чего исламская религия укрепится. В комментариях указывается, что речь идёт о четырёх праведных халифах, а также о некоторых их преемниках, например Му‘авийе Ибн Абу Суфйане (661 - 680), ‘Умаре Ибн ‘Абд аль-‘Азизе (717 - 720) и так далее.
763 То есть образцом для подражания.
764 Подразумевается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, & .
765 Имеется в виду, что послание, которое принёс с собой в мир пророк Мухаммад, & , разделило людей на верующих и неверных, покорных воле Аллаха и ослушников.
766 См. хадисы под №№ 1658, 1659.
767 То есть не спрашивайте пророка, & , о несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут привести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.
768 Если человек под воздействием шайтана станет задавать себе подобные вопросы, пусть скажет: «Я уверовал в Аллаха /Аманту би-Ллях/», прочтёт 112-ю суру Корана "Искренность” и обращается к Аллаху за помощью и защитой от наущений шайтана.
769 В данном случае речь идёт о самостоятельных суждениях и суждениях по аналогии по различным религиозным вопросам, сделанных без учёта того, что говорится об этом в Коране и сунне.
770 Имеются в виду фетвы, то есть решения по религиозно-правовым вопросам.
771 Айат, в котором говорилось о необходимости побивания камнями людей, состоящих в браке, за совершение прелюбодеяния, был отменён и поэтому он не включён в текст Корана, однако установление относительно этого осталось в силе, что подтверждается соответствующими достоверными хадисами (см. хадис № 1132).
772 То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.
773 Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, & .
774 Ибн ас-Саййад - юноша-иудей необычной внешности, относительно которого у пророка, & , возникли подозрения, что он является Антихристом или же одним из тридцати лжецов, которые должны появиться среди людей, выдавая себя за посланников Аллаха. См. хадис № 642.
775 Имеется в виду, что последним, что он читал во время каждого раката молитвы, была 112-я сура Корана "Искренность”, до которой им читалась "Аль-Фатиха” и какая-нибудь другая сура или отдельные айаты.
776 То есть от того наказания, которому Он может вас подвергнуть.
777 Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.
778 Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия. См. примечание к хадису № 256.
779 Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.
780 Эти слова Аллаха обращены к ангелам, которым поручено записывать добрые и дурные дела людей.
781 Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.
782 То есть из страха перед Моим наказанием и желания получить от Меня награду.
783 Таким образом, в этом хадисе содержится указание на то, что при условии искреннего покаяния Аллах Всевышний готов прощать Своих рабов. Вместе с тем последние слова ни в коем случае не следует понимать как разрешение или побуждение делать всё, что угодно, особенно если принимать во внимание, что каждый человек может умереть в любой момент, не успев принести покаяние.
784 Анас, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что пророк, & , сделал знак пальцами, желая показать что-то совсем незначительное.
785 См. хадис № 286.
786 То есть за разрешением обращаться с заступничеством за людей.
787 Имеются в виду фразы.