III. Намерение
(Ният)
28. Прежде чем встать на намаз, необходимо в сердце иметь намерение сделать это. Ученные расходятся во мнении является ли намерение рукном или шартом[10] намаза, однако все сходятся на том, что произнесение намерения языком является новшеством, противоречащим Сунне.
Произнесение слов "Аллаху акбар” (Ат-такбир)
29. Намаз начинается со слов "Аллаху акбар”, что является рукном. Как
сказал Пророк (С.А.В.С.): "Ключом молитвы является чистота (тахарат). После
слов такбир запрещено заниматься чем-то, кроме молитвы, и разрешено после слов
таслима, т.е. "Ассаляму ‘аляйкум…”.
30. Никто, кроме имама, такбир вслух не произносит ни в одном из намазов.
31. Разрешается муадзину повторять такбир имама для остальных молящихся в
следующих случаях: если имам болен, если его голос слаб, либо если очень много
молящихся.
32. Молящиеся произносят такбир только после того, как это сделает имам.
33. Одновременно с такбиром молящийся поднимает руки. Но можно их поднять и до
и после такбира. Все это имеет место в Сунне Пророка (С.А.В.С.) .
34. Пальцы рук нужно держать вытянутыми.
35. Ладони нужно поднять до уровня плеч, но иногда Пророк (С.А.В.С.) поднимал
их до уровня кончиков ушей[11].
36. Затем (после такбира) нужно правую положить на левую, и это - сунна всех
пророков (‘алляйхиму ссалям), это же повелел делать и Пророк Мухаммад (С.А.В.С.) своим сподвижникам, поэтому нельзя
нам сделать это как-то иначе.
37. Правую руку нужно положить на тыльную сторону левой: на запястье и предплечье.
38. Иногда Пророк (С.А.В.С.) обхватывал правой рукой левую.
39. Молящемуся нужно складывать руки только на груди, т.е. и женщины и мужчины
одинаково складывают руки на груди[12].
40. Нельзя складывать руки на талии, на боку.
41. Во время молитвы мусульманину необходимо проявлять богобоязненность и
покорность, а также избегать всего того, что может отвлечь его внимание от
намаза, как украшения, рисунки и т.д. Нельзя читать намаз в состоянии сильного
голода или малой нужды.
42. Во время стояния (аль-кыям) молящийся смотрит на то место, где он будет
делать суджуд.
43. Нельзя поворачиваться ни налево, ни направо, т. к.
поворачивания - это то, что шайтан ворует из намаза раба Аллаха (С.В.Т).
44. Также нельзя поднимать взгляд на небеса.
45. Далее молящемуся нужно прочитать прославляющую Аллаха (С.В.Т) и открывающую
намаз молитву (ду’а-аль-истфтах или сана), одну из тех, которые читал Пророк
(С.А.В.С.). Самая распространенная "Субханака-ллахумма уа бихамдика, уа табарака смука уа
та’аля джаддука уа ля иляха ‘айрук.” "Слава тебе, о Аллах, и хвала тебе,
благословенно имя твое, превыше всего величие твое и нет бога кроме тебя.”
IV. Чтение (Аль-Кыра’ат)
46. Чтение начинается со слов "А’узу билляхи мин-аш-шайтан-ир-раджим”
("Прибегаю к Аллаху от сатаны, побиваемого камнями”[13]). Это является ваджибом, а тот, кто
оставляет это - нарушает Сунну.
47. В Сунне имеются доказательства, что Пророк (С.А.В.С.) иногда говорил:
"А’узу билляхи мин-аш-шайтани-ир-раджим, мин хамзихи, уа нафхихи, уа нафсихи[14]”. "Прибегаю к
Аллаху от сатаны, побиваемого камнями, от его подстрекательств, его вреда, его
злых, порицаемых действий.”
48. Иногда Пророк (С.А.В.С.) говорил так: "А’узу биляхи-сами’уль -’алим
мин-аш-шайтан-ир-раджим”. "Прибегаю к Аллаху, слышащему, знающему от сатаны,
побиваемого камнями”.
49. Затем молящийся говорит про себя: "Бисми-лляхи-ррахмани-ррахим[15]” в любом
намазе.
V. О чтении суры
"Аль-Фатиха”
50. Затем читается сура "Аль-Фатиха” полностью со слов "Бисми-ллях….”. Это
является рукном намаза, без которого он недействителен.
51. Эту суру нужно читать наизусть.
52. Сунной является читать в суре каждый аят отдельно, останавливаясь перед
каждым новым аятом. Таково было чтение Пророка (С.А.В.С.).
53. Можно читать "Малик” и можно читать "Маалик”.
54. Необходимо молящимся за имамом людям прочитывать
суру "Аль-Фатиха” независимо от вида намаза: читаемого вслух или про себя, если
они не слышат имама.
VI. Чтение после
суры "Аль-Фатиха”
55. Сунной является чтение после Фатиха любой
другой суры в первых двух рака’атах намаза или несколько аятов, даже в
намазе-джаназа.
56.Также Сунной является удлинение либо, наоборот, уменьшение чтения сур вследствие
различных причин, как то: болезнь, путешествие, плач ребенка, находящегося
рядом и т. д.
57. Различия длины чтения связаны с различием намазов. Так, чтение в утреннем
намазе (№1) - самое длинное, затем - в дневном (№2), затем - в предвечернем (№3),
далее - в ночном (№5), и самое короткое чтение - в вечернем намазе (№4).
59. В 1-м рака‘ате чтение должно быть длиннее, чем во 2-м.
60. Также в последних 2-х короче, чем в первых 2-х примерно на половину.
61. Необходимо читать Аль-Фатиха в каждом рака’ате.
62. По Сунне, можно после нее читать суры в последних 2-х рака’атах.
63. Нельзя имаму удлинять чтение больше, чем это делал Пророк (С.А.В.С.).
Причина этого в том, что за имамом могут находиться старые, больные люди, или
женщина, которой нужно кормить ребенка и т. д., т. е. люди, которые неспособны
долго выстаивать намаз.
64. Вслух читаются намазы: утренний, пятничный, два праздничных, о прошении
дождя, молитва во время затмения солнца, и два первых рака’ата в 4-м и 5-м
намазах.
Про себя: полуденный (2-й), предвечерний (3-й), в 3-ем рака’ате вечернего
(4-го) и в последних 2-х рака’атах в ночном (5-м).
65. Нет ничего страшного, если в намазе, читаемом про себя, имам будет читать
его шепотом, и его услышат остальные люди.
66. Намазы "витр” и "кыями-лляйль”: иногда их читают вслух,
а иногда про себя, причем, не нужно их читать очень громко.
67. По Сунне Коран нужно читать, соблюдая определенные правила: правильно
выговаривать буквы, не спеша и не медленно, читать его красивым голосом,
напеваючи, но, не переходя границы, установленные учеными науки тажвида,
подражая мелодиям и ритмам песен.
68. Молящимся необходимо напомнить имаму аяты, если тот забыл их во время
чтения.
VII. Поясной поклон (Ар-Руку’)
69. По окончании чтения необходимо задержаться на несколько секунд.
70. Затем нужно поднять руки так, как во время такбират-уль-ихрам[16].
71. Произнесение слов "Аллаху акбар” является ваджибом.
72. Затем производится поясной поклон: нужно, чтобы каждая кость, каждый сустав
занял свое положение. Это является рукном.
73. Молящийся ложит кисти рук на колени; пальцы - разъединены и ими нужно как
бы обхватывать коленные чашечки. Все это является ваджибом.
74. Спина во время руку’а должна быть параллельной полу. Это является ваджибом.
Если на такую спину поставить стакан воды, он не упадет, а останется на своем
месте.
75. Голову не нужно ни поднимать, ни опускать, но нужно, чтобы она была на одном уровне со спиной.
76. Локти во время руку’а нужно отвести от боков.
77. Во время руку’а говорится: "Субхан-раббиль -’азыйм[17]” - 3 раза или больше.
78. Сунной является одинаковая продолжительность во времени некоторых
рукнов намаза. Так, руку’ и стояние после него, а также суджуд и сидение между двумя суджудами должны быть примерно одинаковыми по
времени.
79. Нельзя читать Коран ни во время руку’а, ни во время суджуда.
80. После руку’а необходимо вернуться в исходное положение аль-кыям, и это
является рукном.
81. Во время выпрямления нужно говорить: "Сами’а-ллаху-лиман хамидах[18]”, что является
ваджибом.
82. Затем нужно поднести руки к плечам, так же, как в такбират-уль-ихрам.
83. После этого нужно выпрямиться и задержаться в этом положении на некоторое
время, пока все суставы не займут свое место (имеется в виду: окончательно не
выпрямившись, нельзя начинать следующее движение на суджуд). Это является
рукном.
84. Во время стояния нужно сказать: "Раббана уа лякаль-хамд[19]”. Это ваджиб намаза для каждого
молящегося.
85. Длина этого состояния (по времени) должна быть примерно равной длине руку’а, как уже упоминалось.