VIII. Земной поклон
(Ас-суджуд)
86. Завершив выпрямление после руку’а, молящийся переходит к действию,
называемому суджуд. Оно начинается со слов "Аллаху акбар” (это ваджиб).
87. Иногда перед суджудом можно поднимать руки к плечам.
88. Направляясь на суджуд, необходимо сперва опустится на руки, затем - на
колени. Однако, это мнение лишь некоторых знатоков Ислама, в то время как
большинство их сходится на обратном, а именно: сперва нужно опуститься на
колени и лишь затем - на ладони. Таково, к примеру, мнение Абдуль-азиза ибн
База. (См.: "Тухфа-тульихуан би-аркани-ль ислям”, стр. 86).
89. Во время суджуда нужно опираться на ладони.
90. Пальцы должны быть собраны воедино.
91. Их нужно направить к Каабе.
92. Ладони во время суджуда находятся на уровне плеч.
93. Иногда так же разрешено, чтобы руки находились на уровне ушей.
94. Обязательно нужно локти поднять с земли, чтобы не
быть похожим на лежащую собаку.
95. Необходимо, чтобы лоб и нос задевали землю. Это рукн.
96. Землю также должны задевать оба колена.
97. Так же пальцы ног.
98. Их необходимо загнуть (под прямым углом).
99. Кончики пальцев ног должны быть направлены к Каабе. Все это является
ваджибом.
100. Пятки должны касаться друг друга.
101. Во время суджуда нужно опираться на 7 точек: лоб, нос, две ладони, два
колена, кончики пальцев ног.
102. Тот, кто делает суджуд (т.е. опирается на описанные выше 7 точек), тот
выполняет одно из условий намаза - спокойствие во время молитвы (тума’нина).
103. Во время суджуда говорится: "Субхан раббиль - а’ля[20]”- 3 раза и больше.
104. Суджуд - наилучшее время для ду’а, поэтому пусть молящийся больше просит
Аллаха (С.В.Т).
105. Как уже упоминалось, суджуд должен быть примерно равен по времени руку’у
106. Разрешен суджуд на землю, на ковер, на циновку, а так же разрешен суджуд, если у молящегося головной убор полностью
прикрывает лоб.
107. Во суджуда нельзя читать Коран.
108. Словами "Аллаху акбар” нужно поднять голову с суджуда. Это ваджиб.
109. Сев, разрешается иногда поднять руки до уровня плеч (№35).
110. Затем нужно спокойно сесть, так, чтобы каждый сустав занял свое место. Это
ваджиб, а сидение называется ку’уд.
111. Левая ступня должна лежать на полу, а молящийся сидит на ней. Это ваджиб.
112. Правую ступню необходимо согнуть и установить перпендикулярно полу.
113. Пальцы правой ноги должны быть направлены к Каабе.
114. Между 2-мя суджудами иногда(!) разрешено сидеть на обеих пятках, вытянув
носки ног (т.е. ступня не перпендикулярна полу, а лежит
на нем) - это сидение называется икга.
115. Во время сидениями между двумя суджудами, нужно читать: "Аллахумма а’фирли
уа архамни, уа аджбирни, уа арфа’ни, уа аафини, уа арзукни.[21]”
116. Можно также сказать лишь: "Рабби а’фирли”.
117. Сидение между двумя суджудами должно быть равно самим суджудам.
118. Затем обязательно (ваджиб) сказать: "Аллаху акбар” и сделать второй
суджуд.
119. Иногда можно поднимать руки до плеч.
120. Затем совершается второй суджуд, который также является рукном.
121. В нем повторяется все, сделанное в первом земном поклоне.
Сидение перед вторым и четвертым рака’атами
122. Когда молящийся поднимает после второго суджуда голову и встает на второй рака’ат, ему нужно произнести слова: "Аллаху акбар”. Это
ваджиб.
123. Иногда в этот момент можно поднимать руки.
124. Закончив суджуд, занимаем на несколько секунд положение ку’уд. Находимся в
этом положении до тех пор, пока все суставы не вернутся на
свое место. Это действие называется "джальса истираха”.
125. Затем понимаемся на второй рака’ат, опираясь о землю руками, сжатыми в
кулак.
126. Во втором рака’ате выполняется то же, что и в первом.
127. За исключением того, что в нем не читается ду’а аль-истифтах.
128. По Сунне второй рака’ат должен быть короче первого.
Сидение для Ташахуда
129. Закончив второй рака’ат и суджуды после него, молящийся
сидит для прочтения ташахуда. Это ваджиб.
130. Сидит так же, как сидел между двумя суджудами.
131. Во время чтения ташахуда запрещено сидение икга (см. 114).
132. Правая ладонь ложится на правое колено, локоть должен лежать на бедре.
133. Левые ладонь и локоть соответственно ложатся на левое бедро.
134. Нельзя во время этого сидения опираться руками о землю, особенно левой.
135. Пальцы правой руки должны быть собраны, большой палец иногда можно ложить
на средний.
136. Иногда можно сложить их так, чтобы они были похожи на кольцо.
137. Указательный палец должен быть приподнят и указывать на Каабу.
138. Смотреть во время чтения ташахуда нужно на указательный палец.
139. Им нужно двигать на протяжении всего ташахуда.
140. Левой рукой ничего делать не нужно.
141. Так нужно делать во всех ташахудах.
Форма ташахуда и ду’а после него
142. Ташахуд является ваджибом. Если молящийся случайно пропустил его,
необходимо совершить саджа-саху[22].
143. Он читается про себя.
144. Его форма: "Аттахияту лиляхи, уа ссаляту, уа ттайибяту. Ас-саляму
’аля-ннабию[23]
уа рахматуллахи уа баракятух. Ас-саляму ’аляйна уа’аля и’бади-лляхи ссалихин.
Ашхаду ал-ля иляха илля-ллаху, уа ашхаду анна муххаммадан ’абдуху уа расулюх”.
"Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, и милость
Аллаха и благословения Его. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую,
что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его
раб и посланник.”
145. Затем читается молитва за Пророка (С.А.В.С.): "Аллахумма салли ’аля
Мухаммад уа ’аля аали Мухаммад. Кама саляйта ’аля Ибрахим уа ’аля ааля Ибрахим.
Иннакя Хамидум-маджид. Аллахумма барик’аля Мухаммад уа’аля аали Мухаммад. Кама
баракта’аля Ибрахим уа’аля аали Ибрахим. Иннакя Хамидум-маджид. "О Аллах,
благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и
семейство Ибрахима. Поистине Ты - Достойный похвал, Славный! О Аллах, пошли
благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и
семейству Ибрахима. Поистине Ты - Достойный похвал, Славный!”
146. Можно её сократить: "Аллахумма салли ’аля Мухаммад уа’
аля аали Мухаммад, уа барик ’аля Мухаммад уа’аля аали’Мухаммад. Кама саляйта уа
баракта ’аля Ибрахим уа‘аля аали Ибрахим. Иннакя хамидум-маджид”.
147. После этого читается ду’а из тех, что читал Пророк (С.А.В.С.).